01

Сергей Кудрявцев, глава Украинской ассоциации производителей ферросплавов

Во-первых, позиция по поводу повышения тарифов на ж/д перевозки отрицательная. Во-вторых, я думаю, что если не будут введены механизмы, которые смогут смягчить удар от введения заградительных пошлин против украинского товара со стороны РФ с 1 января 2016 г., то 30% роста тарифа никак не отразятся на нашей отрасли, потому что ее попросту не будет. Насколько я понимаю, и металлурги планируют остановку, и ферросплавные предприятия находятся в упадке. Поэтому, если со стороны государства будут разработаны какие-то компенсирующие механизмы – хорошо, и они, наверное, помогут пережить это время. Одним из механизмов может быть отсрочка повышения ж/д тарифа на какой-то период, связанный с адаптацией работы в новых условиях. Какой-то механизм должен быть…

В "Укрзализныце" считают, что сегодня они возят 1000 т и за это получают 100 долл., завтра они будут возить 1000 т и получат 130 долл. Но нам проще либо не возить, либо не производить в таких условиях. Мы можем перевозить и речным, и автомобильным транспортом. Но с рекой сейчас тоже есть много проблем – нет отремонтированных шлюзов, например. Но проблема заключается скорее в том, будет ли что перевозить. Подсчитав все составляющие на сегодня проще остановить предприятия и тогда ни железная дорога, ни народ ничего не получат.

02

АрселорМиттал Кривой Рог, пресс-служба

Повышение железнодорожных тарифов в период существенного падения цен на металлопрокат и железорудное сырье имеет критическое влияние на работу ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог». Альтернативных логистических вариантов для предприятия не существует в связи с плохим состоянием автомобильных дорог в Украине и высокой ценой на топливо. Поэтому железнодорожные перевозки являются наиболее оптимальными для ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог» при условии, что тарифы не будут повышаться.

03

Алексей Вадатурский, генеральный директор НИБУЛОН

Повышение тарифов будет переложено на плечи тех, кто продает продукцию – сельхозпроизводителей. Поэтому нам это не критично. Это будет просто учитываться в логистических затратах. Но в отрасли сейчас бессмысленное управление. Я против того, чтобы вагоны отдавались частным компаниям, а после этого поднимались тарифы.

Мы развиваем речные перевозки и не просто лоббируем дноуглубление Днепра, а организовываем этот процесс. К сожалению, в МИУ ничего не делают для реального развития речных перевозок. Вместо дноуглубления придумывают какой-то "облачный порт". По нашему вопросу отгораживаются бумажками и отписками, чтобы блокировать дноуглубление Днепра.

04

Владимир Клименко, глава УЗА (Украинская зерновая ассоциация)

В 2008 году "Укрзализныця" объявила, что на 70% повысит грузовые тарифы, но взамен будет закуплено 1000 новых зерновозов. Конечно же, ни одного зерновоза куплено не было. Последний зерновоз был построен в 1993 г., поэтому все это как было возмутительным, так и остается. Перевозки зерна для УЗ всегда были сверхрентабельными и выгодными. Почему за счет зерна перевозится уголь, металл и пассажиры – это отдельный вопрос. Вопросы тарифообразования на ж/д транспорте поставлены плохо. Никто из грузоотправителей не участвует в их обсуждении.

Аграриям не нравится вся система организации системы тарифов, если это вообще можно назвать системой. Есть такое понятие, как амортизация основных средств. Я утверждаю, что все вагоны, которые в Украине возят зерно – давно амортизировались. Тех денег, которые были заплачены по тарифам предыдущих лет, сейчас бы хватило на то, чтобы купить 15 тысяч абсолютно новых зерновозов. Куда делись эти деньги? И второе, каким образом можно бесконечно повышать тариф, когда сумма амортизации основных средств – это одна из составляющих при расчете себестоимости перевозок. Амортизация уже равна нулю, то есть у нас тарифы на перевозку старыми вагонами должны уменьшаться, а они еще и увеличиваются. Все, что связано с тарифами, требует кардинального пересмотра. А также должна наконец-то появится независимая комиссия на ж/д транспорте.

05

Юрий Скичко, генеральный директор "Гермес-Трейдинг"

Мы за то, чтобы подходить комплексно к изменению тарифа на рынке. Важно, чтобы эти действия анонсировались, тогда операторы рынка смогут перестроиться и правильно спланировать свои перевозки тем или иным видом транспорта, более выгодным. Поэтапное повышение более правильный подход, чем резкий скачек. Тарифная политика должна быть сбалансированной. Принятие решения о повышении тарифов на железной дороге должно быть с учетом существующих тарифов на автомобильные и речные перевозки, а также исходить из рентабельности и составляющих в железнодорожном тарифе (есть ли в нем инфраструктурная составляющая или только вагонная).

06

Мария Беззубова, директор по маркетингу Ostchem (объединяет предприятия азотной химии Group DF)

Ж/д перевозки уже сейчас являются значительной составляющей себестоимости удобрений украинского производства. В случае дальнейшего существенного роста ж/д тарифа - это негативно отразится на отрасли в целом, как на цене удобрений для украинских аграриев, так и на снижении конкурентоспособности украинской продукции на экспортных рынках.

07

Александр Гайду, председатель общества "Ника-тера" (входит в Group DF)

Если тарифы на ж/д перевозку будут повышены, это не только больно ударит по украинским базовым отраслям – таким как АПК, металлургия и химия, но и пострадает весь морехозяйственный комплекс. Нужно на проблему смотреть более глобально, подходить комплексно. Сейчас мы видим ряд действий, которые снижают конкурентоспособность Украины на рынке транзитных перевозок. Поэтому от государства требуются продуманные системные меры, направленные на повышение привлекательности транзитного потенциала страны.  

Если резко поднять ж/д тарифы, транзитные грузовые потоки пойдут не в Николаев и Одессу, а в прибалтийские или другие порты. Сегодня и так существует ряд сдерживающих факторов, которые ограничивают дальнейший рост грузооборота в украинских портах. И это не только завышенные «сквозные» ж/д тарифы на перевозку грузов и конфликт на востоке Украины, но и ряд других проблем. К примеру, Николаевский регион уже давно нуждается в необходимости пересмотра неконкурентоспособного и экономически необоснованного канального сбора, либо в усовершенствовании технических характеристик БДЛК.

Существуют вопросы, связанные с механизмами реализации проектов государственно-частного партнерства. К сожалению, последнее время мы наблюдаем исключительно одностороннюю тарифную политику государства, направленную лишь на увеличение нагрузки на бизнес. В течении последних двух лет ж/д тарифы на перевозку грузов подняли уже более чем на 40%. В тоже время, анонсированная Кабмином 50%-ная скидка для транзитных грузов на все виды портовых сборов, кроме административного, так и не реализована.  Но ошибочно утверждать, что ж/д тарифы – главная проблема. Важен комплексный и всесторонний подход государства в лице профильных министерств и ведомств.