В этом году в России обострилась война между вагоностроителями и операторами вагонного парка. Первые хотят за счет списания старых грузовых вагонов нарастить производство и продажи, вторые – продолжать использование имеющегося парка. Побеждают пока первые: весной продление сроков службы грузовых вагонов в РФ было фактически запрещено. Что уже негативно сказывается на Украине: российские операторы начали пристраивать в нашей стране старый подвижной состав.

Особенности национальной эксплуатации

Российские вагоностроители призывают власти полностью отказаться от продления срока службы грузовых вагонов, ссылаясь на то, что это тормозит продажи нового подвижного состава. Например, холдинговая компания ОАО «Русская корпорация транспортного машиностроения» (входит в орбиту российского миллиардера Олега Дерипаски) ожидает падение производства грузовых вагонов в 2013 г. примерно на 10%, а «Уралвагонзавод», подконтрольный властям РФ – на 20%. Чтобы улучшить свое положение, они начали активную кампанию против использования изношенных вагонов, указывая, что те угрожают безопасности железнодорожных перевозок. И пока им удается убеждать чиновников в своей правоте: в конце апреля 2013 г. правительство РФ утвердило план мероприятий для «обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава». Ключевой его пункт - запрет продления эксплуатации вагонов, срок службы которых (22 года) истек, более чем на год. Тогда как раньше он мог использоваться еще 11 лет после «выхода на пенсию». И это еще не все - до конца года российские чиновники обещают разработать новое, еще более жесткое  положение о продлении срока службы вагона. Поэтому мало кто сомневается, что российские операторы свой старый вагонный парк будут постепенно «сливать» в Украине.

То, что россияне обратят свои взоры прежде всего на нас, подтверждается появлением «первых ласточек». По данным «ДС», одна из крупнейших украинских экспедиторских компаний «Трансгарант Украина» («дочка» российского «Трансгаранта», который входит в группу FESCO) в сентябре этого года завезла в Украину более 60 вагонов 1991 г. выпуска. А еще раньше компания поставила в страну азербайджанские вагоны 1975-1990 годов выпуска.

Непосильный груз

По данным российского Министерства промышленности и торговли, сегодня по железным дорогам РФ колесит около 230 тыс. вагонов с продленным сроком службы. И уже в 2014 г. россияне могут списать почти 100 тыс. старых вагонов. Именно они и могут оказаться на украинских дорогах.

Когда украинские власти озаботятся проблемой «наплыва» изношенных грузовых вагонов, неизвестно. Теоретически, «Укрзализныця» и Министерство инфраструктуры могут взять на вооружение опыт тех же россиян, и для защиты внутреннего рынка от неконтролируемого импорта предъявлять дополнительные требования по возрасту и качеству к бывшему в употреблении вагонному парку, который завозится и используется в Украине. Однако пока чиновники заявлений по этой проблеме не делали. В то же время на заводе «Днепровагонмаш», к примеру, указывают, что ввоз антиквариата на колесах серьезно усугубит и без того существующие сложности со сбытом продукции.

«Если иностранные операторы начнут массово использовать списанные за рубежом вагоны, это будет еще одним ударом по нашей отрасли», - сообщил «ДС» представитель этого предприятия.

Таким образом, кризис украинских вагоностроителей, которые в этом году из-за уменьшения числа заказов на свою продукцию в РФ и без того не досчитались нескольких миллиардов гривен выручки, продолжится. А последствия эксплуатации старых вагонов могут быть катастрофическими: вырастет аварийность, упадет скорость движения (чтобы изношенный состав не «рассыпался» в дороге). И это может скорректировать эффект обновления грузового парка «Укрзализныци» (до конца года ведомство намерено приобрести около 6000 полувагонов).