Как вы уже знаете, на аукционах ProZorro.Продажі уходят с молотка как токсичные кредиты банков, так и старые вагоны метро или, к примеру, бронзовые памятники Ленину. В этом году мы вышли на новый уровень, запустив пилотный проект с "Укрзализныцей". И теперь мы будем продавать право аренды свободных товарных вагонов. То есть возьмемся за тему, которая затрагивает, пожалуй, каждую крупную компанию в Украине. Я постараюсь рассказать, как этот "пилот" изменит рынок грузоперевозок.

В рамках проекта на аукционы будет выставляться от 5% до 10% свободного парка. Это касается всех типов вагонов, с транспортировкой по Украине, включая морские порты. Свободные вагоны будут объединяться в лоты - от одного до 50-ти вагонов в лоте. Общий парк вагонов в Украине насчитывает более 170 тыс. ед. Из них более 100 тыс. ед. принадлежит УЗ, остальное - частным компаниям. Если посмотреть отдельно на типы вагонов, то наиболее востребованный из них - полувагоны. УЗ и частные компании владеют практически равной долей: более 45 тыс. полувагонов принадлежит УЗ, около 40 тыс. - частным компаниям. На втором месте по востребованности - зерновозы, спрос на которые особенно повышается осенью. Доля УЗ тут намного выше частных компаний - 11,6 тыс. ед. против 4,1 тыс. частных. На рынке цистерн наоборот - частникам принадлежит 11,1 тыс. ед. парка, УЗ - 9 тыс. ед.

Аукционы будут проводиться каждый рабочий день. Стартовая цена лота - это сумма аренды одного вагона за сутки. Количество суток аренды уточняется после аукциона, как и место погрузки с местом выгрузки. Количество участников аукциона не ограничено, но к торгам будут допускаться только те грузоотправители, которые подписали договор с УЗ. Аукцион будет проводиться в три раунда, стартовая цена - утвержденная цена суточной аренды вагона состоянием на дату аукциона. Все документы подписываться цифровой электронной подписью, чтобы ускорить документооборот.

Главная цель аукционов - получить дополнительные средства для обновления вагонного парка. Мы хорошо понимаем, что пилотный проект может возбудить зрадофилов всех мастей. Мол, государственный монополист, используя нехватку вагонов, хочет получить побольше денег от бизнеса. Но это не так. Любой, кто имеет дело с перевозками, знает о дефиците вагонов. А также об огромном числе устаревших вагонов. Для обновления и строительства новых вагонов нужны деньги. Как их получить максимально честно и прозрачно? На открытом аукционе.

Спрос на такие аукционы уже есть. Руководство УЗ регулярно получает письма с просьбой выделить свободные вагоны, причем, с доплатой. Мы предлагаем перевести все эти запросы в формат электронного аукциона. Это позволит распределять вагоны честно, прозрачно и безопасно для каждого участника рынка.

Это очень важный шаг в реформировании железной дороги. И мы знаем, о чем говорим. Сейчас в проекте Prozorro.Продажі два советника министра инфраструктуры: я, Андрей Мотовиловец, и Алексей Соболев. И мы не один раз уже слышали скептический вопрос: что, если я куплю вагоны на вашем аукционе, а мне опять поставят старый? Конечно, от этого никто не застрахован. Но мы должны понимать, что изменения требуют времени и четкой стратегии. Первый шаг - это открытые аукционы, которые позволят привлечь средства на обновление вагонов. Второй шаг - обновление и увеличение парка. Эти перемены не произойдут в один момент. Но другого пути нет.

Пилотный проект продлится 3-5 месяцев. Это достаточное время для того, чтобы получить данные и принять решение о том, как управлять вагонным парком в дальнейшм. Мы очень надеемся на то, что аукционная система покажет свою эффективность и в вопросе аренды вагонов. И УЗ решит перевести весь вагонный парк на аукционы.

Без вас, представителей бизнеса, эти изменения невозможны. Да, уважаемые грузоотправители, успех "пилота" и вагонная политика УЗ зависят от вас. Оплачивая за вагон справедливую цену, которая определяется на открытом аукционе, мы все сможем сформировать прозрачный и профессиональный рынок грузоперевозок в Украине. Рынок, на котором будут учтены интересы каждой их сторон. Так что приходите на аукционы, давайте нам обратную связь. Помогите нам стать лучше.

А мы со своей стороны сделаем то, что умеем лучше всего: продавать открыто и ProZorro.