В этом году в Украине едва ли не впервые серьезно заговорили о необходимости возрождения речного транспорта. Конечно, это не случайно. Для многих, кто  использует перевозки товаров или сырья, ощутимым стало повышение тарифов на железнодорожные грузоперевозки, ужесточение весового контроля на автомобильных дорогах. Есть нехватка железнодорожных вагонов, а плохое качество украинских автомобильных дорог уже устали обсуждать. Но смогут ли стать альтернативными перевозки по внутренним водным путям нашей страны?

Первая причина развивать речной флот – его огромный потенциал, который оценивают, как минимум, в 60 млн тонн в год. На сегодняшний день, по различным оценкам специалистов, перевозки по рекам Украины составляют 2-3% от общего числа перевозок всеми видами транспорта. Крупнейшая водная артерия – река Днепр используется не более, чем на 15%.

Днепр используется не более, чем на 15%

И если в 90-е годы внутренними водными путями перевозилось до 50 млн тонн грузов, то до недавнего времени такая цифра сократилась до 3 млн тонн. Поэтому потенциальным инвесторам пока что не придется сильно толкаться локтями за место на воде и у воды: ныне актуальны проекты и по развитию речной инфраструктуры, очистке и углублению дна, по строительству новых отечественных суден или фрахту иностранных. И ряд стран уже высказывают свой интерес к этой украинской отрасли. К примеру, Беларусь очень продвигает идею выхода через Днепр к Черному морю. В этом транспортном коридоре не менее активно может быть задействована и Польша. Нидерландские компании тоже готовы работать на Днепре. Европа знает выгоды от использования речного транспорта: ежегодно по сети внутренних водных путей здесь перевозится более 500 млн тонн грузов.

Не менее весомой причиной поддержать речной транспорт в Украине является его дешевизна. Он имеет самую низкую себестоимость, а по энергоэффективности в пять раз превышает железнодорожный транспорт и в десять раз – автомобильный. Водные пути не требуют постоянного ремонта, а мы знаем, насколько это большая статья расходов для наземного транспорта.

Речные перевозки могут стоить практически вполовину меньше, чем наземные.

Здесь не правят бал цены на бензин, есть возможность одномоментной перевозки большого тоннажа. Эксперты полагают, что в результате речные перевозки могут стоить практически вполовину меньше, чем наземные. К тому же, снять с автодорог хотя бы 1 млн тонн грузов, это даст экономию в 790 млн гривен в год.

И третья "фишка" речного транспорта – его экологическая безопасность. Широкое использование речных перевозок в европейских странах способствовало тому, что там почти в 5 раз сократились выбросы углекислого газа. Таковы данные европейской организации Inland Navigation Europe (INE). Она также сообщила и о других преимуществах: благодаря грузовым перевозкам по рекам в 3-5 раз сократилось потребление топлива, количество шума уменьшилось на 50-75%. Сегодня в мире экологические вопросы все чаще ставятся на первое место. И мы должны учитывать различные факторы, которые благоприятно влияют на защиту окружающей среды, на сохранение и укрепление здоровья украинской нации.

Европейский опыт использования речного транспорта интересен для нас. Но в то же время есть серьезное отличие: в Европе большинство рек судоходны круглый год, в Украине реки зимой замерзают. Поэтому речной транспорт не может полностью вытеснить наземный, но может его дополнить и отвоевать себе большую долю, а значит  ̶  и больший доход.