Портовый сектор Николаевского региона последние несколько лет демонстрирует  устойчивый рост по перевалке грузов. Увеличение инвестиций в регион, концессионные и инфраструктурные проекты выведут порты на новый уровень. Прошедший в октябре форум "Николаевщина - надежный партнер", в котором я принял участие по приглашению губернатора Алексея Савченко, показал не только потенциал, но и принципиальную позицию местной власти. Понимание местной властью роли порта и желание участвовать в его жизни, развивать его, уверен, станет ключевым фактором и залогом успешности портов.

Поэтому хочу обозначить шаги Администрации морских портов Украины, которые мы уже сделали для портовой отрасли Николаевского региона, рассказать о планах на ближайшую перспективу.

Портовая отрасль Николаевского региона – это, собственно, порты Николаев и Ольвия (бывший Октябрьск), а также частные морские терминалы. Порт Николаев входит в топ-3 крупнейших украинских портов, после Южного и Одессы. В 2016 году грузооборот в Николаевском порту составил 22,4 млн тонн, в то время как пропускная способность его терминалов выросла до 29,6 млн тонн.

Порт Ольвия не уступает по своим перспективным возможностям, поэтому именно эта гавань выбрана Министерством инфраструктуры для проведения пилотного проекта концессии. К слову, в прошлом году грузооборот морского порта Ольвия (включая морские терминалы) составил 6,5 млн тонн, а вот пропускная способность порта, включительно с частными морскими терминалами, составляет 9,5 млн тонн.

Отдельной и важной составляющей в развитии этих двух морских портов является развитие БДЛК - канала, который соединяет Черное море с портами, морскими терминалами, судостроительными и судоремонтными заводами Николаевской и Херсонской области, а также Днепра. 

Грузооборот: активный прирост

Актуальные данные по грузообороту в портах за 9 месяцев 2017 года показывают прирост по стране на 1%. Но если мы посмотрим в разрезе портов, то у порта Николаев +7%, а у Ольвии + 26%, что значительно выше темпов роста перевалки в целом в Украине. Инвестиционные планы в портах дают надежду на сохранение этих положительных тенденций.

Инвестиции: партнерство бизнеса и власти

В порту Николаев уже сегодня работает ряд крупнейших инвесторов с мировым именем - это Bunge (США), Cofco (Китай), Arcelor (ЕС). В 2016 году Bunge ввел в эксплуатацию производственно-перегрузочный комплекс в тылу причалов №13-14, инвестиции в который составили 4,96 млрд. грн. Cofco запустил перегрузочный комплекс зерновых и масличных культур и продуктов их переработки в тылу причалов №1,2, а объем инвестиций по этому проекту составил 1,46 млрд. грн. Позитивные отношения с инвесторами и благоприятный климат дали возможность уже в этом году договориться о новых проектах развития с Bunge. Компания планирует продолжить ранее начатые проекты и увеличить мощности Николаевского порта по перевалке масличных грузов на экспорт. Это закреплено Меморандумом, на подписании которого министр инфраструктуры Владимир Омелян подчеркнул, что достижение договоренностей с инвесторами было легким и простым, поскольку Украина действительно открыта для инвесторов и приветствует их в любых уголках нашей страны.

В Ольвии мы также расширили пул инвесторов. На последнем заседании Совета порта, которое состоялось 14 сентября, ООО "Компания "Евровнешторг" включена в состав Совета морского порта Ольвия, внесены изменения в План развития порта с учетом плана развития морского терминала ООО "Компания "Евровнешторг". Инвестор уже в декабре текущего года планирует ввести в эксплуатацию первую очередь нового современного терминала по перевалке сельхозпродукции (ГТС, построенные исключительно за счет инвестора, уже предъявлены Регистру судоходства Украины и имеют классификационное свидетельство).

Кроме того, ведется активная совместная работа АМПУ и Министерства инфраструктуры с ЕБРР и МФК относительно ТЭО концессии госстивидора Ольвия.

Инфраструктура: модернизация и строительство

Параллельно с реализацией частных инвестиционных проектов АМПУ делает капитальные инвестиции в развитие собственных объектов портовой инфраструктуры. В порту Николаева в этом году АПМУ завершены работы по проектированию нового строительства – причала №8, проведена комплексная государственная экспертиза и получено положительное заключение, ведутся подготовительные работы к началу строительства причала №8, начато проектирование реконструкции причала №0, капитальный ремонт причала №9.

Также идет обустройство дополнительной якорной стоянки для постановки судов с осадкой 10,3 м, что в целом приведет к увеличению скорости обработки судов и значительному росту объема перевалки грузов в Николаевском порту.

Кроме того, в портах постоянно и в плановом порядке выполняются различные инженерно-строительные работы, в частности, ремонт асфальтобетонного покрытия дорог, ремонт железнодорожных путей и переездов с полной заменой железобетонных плит, реконструкция водопроводных сетей и многое другое.

Дноуглубление: паспортные глубины портов и развитие БДЛК

Для обеспечения стабильного грузооборота очень важно обеспечивать поддержание объявленных глубин и безопасность мореплавания. Это наши первоочередные обязательства согласно Закону Украины "О морских портах". АМПУ в третьем квартале 2017 года завершила эксплуатационное дноуглубление в акватории порта Николаев в объеме 491 тыс. м куб. грунта, инвестировав в эти работы 117 млн грн.

В 2017 году мы также провели дноуглубительные работы в порту Ольвия для поддержания заявленных глубин. К слову сказать, последний раз дноуглубительные работы в порту Ольвия проводились более 10 лет назад. Объем работ составил 163 тыс. м куб., операционная акватория доведена до паспортных характеристик, обеспечивая осадку 10,3 м. Особенно знаково, что дноуглубление было выполнено собственным флотом АМПУ (филиал "Дельта-лоцман").

Аналогичные работы планируем провести уже в ближайшее время на подходном канале к порту Николаев (13-е колено БДЛК), ориентировочный объем работ составит 125 тыс. м куб., (стоимость - 29,7 млн грн).

Кроме того, впереди – самый масштабный проект - реконструкция БДЛК для того, чтобы улучшить навигационные условия по проведению судов в круглосуточном режиме. Мы прикладываем усилия к привлечению в консультанты международных компаний из ТОП ведущих дноуглубительных фирм, которые имеют опыт выполнения аналогичных крупных проектов. Рассматриваем несколько вариантов развития БДЛК: обеспечение круглосуточного движения судов длиной до 230 м в одностороннем режиме, обеспечение круглосуточного движения судов длиной до 230 м в одностороннем режиме с созданием зон расхождения, обеспечение круглосуточного двустороннего движения судов с увеличение глубин для заходов судов типа Panamax с осадкой до 70 тыс. тонн.

Выполнение дноуглубления на БДЛК, а также проведенная в 2015-2017 годах работа по приведению к нормативным характеристикам всех средств навигационного обеспечения на канале (в частности, их подсветку в темное время суток) позволило существенно снизить риски аварий при плавании судов в темное время суток и приступить к подготовке изменений в приказ Министерства транспорта и связи Украины от 01.08.2007 № 655 "Об утверждении Правил плавания и лоцманской проводки судов в северо-западной части Черного моря, Бугско-Днепровском лиманском и Херсонском морском каналах" (далее – Правила плавания) с целью упрощения последних.

На текущий момент приказ об изменении Правил плавания уже подписан министром инфраструктуры и находится на согласовании в других министерствах.

Стратегия: к более активному сотрудничеству с местной властью

АМПУ, как управляющая государственная компания, стремится к гармоничному развитию всех портов - от Мариуполя до Рени. Потому активное развитие портов Николаевского региона - это ежедневная работа. Конечно, у каждого порта своя специфика, которая учитывается нами и которая будет четко задекларирована в обновленной Стратегии развития портов до 2038 года. Мы ее вскоре презентуем. Для Николаева важно учесть то, что порты находятся в городе, поэтому их развитие должно проходить параллельно с развитием города, его инфраструктуры, подъездных путей. И это планирование должно быть гармоничным, с активным участием местной власти. В то же время не стоит забывать о других походных путях, в том, числе о внутренних водных, которые должны использоваться как одни из ключевых для формирования судовых партий. Эти направления на сегодняшний день активно развиваются некоторыми стивидорными компаниями Николаевского региона. Порты должны быть в содружестве с городом как порты Антверпена и Роттердама, которые регулярно проводят на своей территории выставки, фестивали и другие активности для жителей. В Украине интеграция порта в городское сообщество, в том числе, установление механизмов финансового участия порта в развитии инфраструктуры - вопрос ближайшего будущего.  

Имея ряд конкурентных преимуществ, николаевские порты будут играть ключевую роль в зерновой логистике и развитии речных и морских перевозок Украины. Снижение портовых сборов до 20% с 1 января 2018 года и более конкурентный ж/д тариф на доставку грузов усилит привлекательность портов для грузоотправителей.