Уголь и кокс являются важными грузами для портов. Их доля составляет 10% от всей перевалки в украинских гаванях и 22% перевалки навалочных грузов. Для российских портов эти цифры еще выше - 16 и 36 процентов соответственно.

Если взглянуть на структуру внешнеторговых перевозок, то большая часть угля и кокса переваливается именно через порты. При этом, динамика перевалки угля в портах России и Украины различается. В 2012 году этот показатель в украинских портах снизился (-1% г/г) до 15,9 млн.т, в то время как в российских наблюдается рост перевалки (+14%) до 89,3 млн.т.

Слабая Европа и "закрытый" Китай

Этому есть две причины. Первая  - структура экспорта. Основной импортер украинского угля – Европа (59%), где спрос на уголь в прошлом году был слабым, экспорт в КНР практически не осуществлялся. В то же время доля Европы в экспорте угля из РФ составляет 51%, но при этом в 2012 года 17% всего российского угля было экспортировано на растущий рынок Китая.

Импорт и транзит

Вторая причина – различие в структуре переваливаемого угля. В российских портах переваливается на 99% уголь российского происхождения, в то время как в украинских переваливается экспортный украинский, импортный и транзитный уголь.

Выбор России

Российские экспортеры в последнее время отдают предпочтение российским портам либо портам с участием российского капитала,– доля российских портов в перевалке угля растет в последние годы. Следует также отметить, что 22 млн.т российского угля переваливается через порты Прибалтики, и в отличие от Украины, перевалка угля в прибалтийских портах не снижается.

Доля специализированных терминалов в перевалке угля мала. Для Украины она составляет 40% от переваливаемого угля. В России 46% угля переваливается через специализированные терминалы.

Характеризуя угольные мощности в портах Украины и России можно сказать следующее:

Доля специализированных терминалов в перевалке угля пока невысока, в большинстве портов уголь переваливается портальными кранами

Текущие глубины позволяют грузить суда у причала с максимальным дедвейтом 80-100 тыс.т

Портовая инфраструктура требует значительных капиталовложений

Ж/д транспорт накладывает дополнительные ограничения

Перевалка угля в пределах больших городов несет экологическую опасность

Большинство терминалов по перевалке сухих грузов в портах являются универсальными

Основные направления развития

Создание спец. терминалов повысит интенсивность погрузки и снизит загрязнение

Увеличение глубин позволит грузить до максимальной осадки у причалов суда типа Capesize, что снизит время и стоимость погрузки

Перевод терминалов за пределы больших городов снизит экологическую напряженность

Для решения этих задач необходимо привлечение масштабных инвестиций со стороны частного капитала, что уже делается в России и планируется в Украине

Для транзитного угля введение комплексной ставки позволит повысить привлекательность украинской транспортной системы

Учитывая растущие грузопотоки угля через порты, потребность в полностью специализированных угольных терминалах становится все более актуальной