Виталий Кличко еще в начале этого года торжественно заявил о приобретении для Киева 10-ти новых трамваев Pesa "4-го поколения", а также о планах закупки еще 40 вагонов у этого же производителя.

Специалистам   транспортной сферы  хорошо известно, что на сегодняшний день ни один из украинских производителей трамваев не способен произвести и поставить 40 вагонов за 6! месяцев, как того требует "Киевпасстранс" в заявленных  условиях. К  чему такая спешка? Ведь, как говорится, трамвай построить – не ишака купить.

Возможно, столичные власти  знают,  что у кого-то уже имеются на складе необходимые 40 вагонов. Ранее в прессе сообщалось, что у польского производителя Pesa как раз "пылятся" в нужном количестве вагоны Fokstrot 71-414, от которых ранее  почему-то отказалась Москва. Эти вагоны позиционировались как польско-российские. Специально для "локализации" в производстве был задействован "Уралвагонзавод". Такой популизм на тему создания рабочих мест и развития экономики, видимо, понравился  мэрии и самому Кличко, который  впоследствии сообщил о намерении организовать СП с иностранной компанией для производства вагонов. Однако это осталось на стадии заявлений.

Пока что в тендерную документацию белыми нитками вшиты характеристики польского вагона. Таким образом, можно сказать, что столичные власти без лишних стеснений собираются отправить 2 млрд гривен украинских налогоплательщиков на развитие экономики Польши. Это при существовании как минимум двух действующих украинских производителей – "Электрон" и "Татра-Юг", на  предприятиях которых уже сегодня трудятся украинцы, где уже вложены деньги в производство и технологии, где уже платят налоги в украинский бюджет и где так необходимы заказы.

Ситуация мне чем-то напомнила описанный Ильфом и Петровым эпизод из "Золотого теленка", в котором Адама Козлевича, шофера автомобиля "Антилопа", на постоялом дворе "охмурили ксендзы" (авт. – польские католические священнослужители). После чего Бендеру пришлось путем жарких споров с ксендзами Кушаковским и Морошеком отбивать у них не только душу шофера, но и сам автомобиль. Только так я могу объяснить желание Кличко приобрести непременно польское.

Пока все больше украинцев ищут на товарах "Сделано в Украине", власти продолжают испытывать благоговейный трепет перед всем заморским, в том числе инвесторами и поставщиками. К сожалению, наши государственные мужи не только "цураются свого", но и "чужому" учиться не хотят.

Хороших уроков за границей достаточно. Вот лишь некоторые из них: правительство Канады не так давно выделило 282 млн долл. производителю трамваев Bombardier в виде субсидий для поддержки работы компании, а Польша в свое время освободила производителя вагонов от уплаты налогов на 10 лет для возрождения индустрии. Венгрия и Чехия максимально содействуют экспортному кредитованию собственного производства через программы госбанков.

Кроме содействия, государства активно защищают внутренний рынок. Например, чтобы пустить украинский трамвай на рельсы в той же Чехии или Польше, нужно в течение 6-ти месяцев проходить испытания и получить сертификацию. На наш рынок иностранный производитель может выйти за 2 недели, фактически не проводя никаких тестов и испытаний.  Хотя, по законодательству - должен. Предполагаю, что если проверить вагон Pesa на соответствие действующим в Украине требованиям, то, скорее всего, будет расхождение по многим параметрам, и по безопасности в том числе.

И если нам не победить в этой "великой борьбе за бессмертную душу Козлевича", то экономика Украины продолжит падение в "финансовую пропасть - самую глубокую из всех пропастей".