Берега Босфора устланы дворцами времен Османской империи и памятниками византийской эпохи. Туристам здесь открываются великолепные виды. Но 32-километровый пролив, соединяющий Черное море с Мраморным, больше известен как один из самых важных судоходных маршрутов для перевозки товаров.
Резкий рост экспорта пшеницы из Черноморского региона – России, Украины и Казахстана – означает, что количество зерновых судов, проходящих через Босфор, также увеличивается.
Падение российского рубля, украинской гривны и снижение фрахтовых ставок, благодаря падению цен на нефть, сделало черноморскую пшеницу популярной среди импортеров, особенно среди тех, чьи валюты также обесцениваются по отношению к американскому доллару.
Хакан Бахчеджи, генеральный директор Hakan Agro DMCC (крупный агротрейдер с главным офисом в Дубае) считает, что "[Регион] Черного моря был главным поставщиком на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а сейчас и страны Персидского залива, Восточной Африки оказываются от [поставок из] США и Австралии".
Разрушительные риски Тем не менее, подъем Черноморского региона до уровня глобального поставщика пшеницы произошел в тот момент, когда потоки зерна из региона подвергаются воздействию возрастающих рисков.
Геополитическая напряженность, изменение климата, экспортные ограничения и ухудшение внутренней инфраструктуры – это "предельные точки", которые могут нарушить товарные потоки, вызвав скачок цен на продукты питания, а также "тяжелое и устойчивое нарушение поставок критически важного продовольствия". Так считают аналитики Chatham House, которые нанесли на карту риски в торговле продуктами.
Судоходный маршрут, по которому перевозится черноморская пшеница, сейчас "является весьма напряженной регионом", утверждает Роб Бэйли, директор по исследованиям отдела энергетики, окружающей среды и ресурсов Chatham House. Но пока рост напряженности в регионе не препятствует экспорту из черноморских стран – из которых Россия является крупнейшим экспортером.
Глобальная конкуренция Также благодаря качеству и налаженному процессу поставок, зерно продают в Нигерию и Мексику, которые традиционно покупали американскую пшеницу. Танзания и Мозамбик, которые были покупателями немецкой пшеницы, тоже переходят на черноморскую.
С начала этого года стоимость пшеницы снизилась на 16 процентов до 5 долларов за бушель [около 27 кг – прим. ЦТС]. Эти скачки для черноморских производителей означают, что цены либо не изменились, либо возрастают, что позволяет предлагать импортерам скидки. Например, в рублевом выражении, стандартная стоимость пшеницы возросла на 1 процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как в гривневом выражении она поднялась на 25 процентов.
Если нигерийские или мексиканские трейдеры могут купить российскую пшеницу дешевле, чем американскую, то они получат огромное преимущество на местном рынке, считает Свитан Стилл, директор зернотрейдерской компании Solaris Commodities (Швейцария). "Если импортер использует больше российской пшеницы в их [мучных] смесях, они имеют огромное конкурентное преимущество и большую прибыль", – говорит эксперт.
Популярность черноморской пшеницы проявляется в объеме экспорта. Ожидается, что экспорт черноморской пшеницы в этом году вырастет на 15 процентов до 45,5 млн тонн, в то время как американские зарубежные продажи, по оценкам Министерством сельского хозяйства США, сократятся на 6 процентов до 21 млн тонн.
"Я не думаю, что закрытие Босфора произойдет, но, если это случится, мы увидим, как Чикагская товарная биржа будет день за днем преодолевать дневной лимит [стоимости]"
Когда поток зерна из Черного моря увеличится, заминки в Босфорском проливе окажут серьезное влияние на международные рынки. По мнению аналитиков Chatham House, маршрут транспортировки товаров из региона включает в себя еще несколько "узких мест": Суэцкий канал и Аденский залив.
Андрей Сизов, управляющий директор консалтинговой сельскохозяйственной компании СовЭкон (Москва), утверждает, что около 90 процентов российского экспорта пшеницы проходит через Босфор. "Я не думаю, что [закрытие Босфора] произойдет, но, если это случится, я думаю, мы увидим, как Чикаго [Чикагская товарная биржа – прим. ЦТС] будет день за днем преодолевать дневной лимит [стоимости]", – отметил он.
Искусственные ограничения Другие риски включают в себя "урожайные удары", вызванные засухой, доступностью зерна для экспорта, а также введением протекционистских торговых мер.
Когда Россия ввела в этом году пошлину на экспорт зерна, это вызвало нервозность на рынке зерна. Хотя на данный момент размер пошлины незначителен, запреты на экспорт зерна, которые вводились российским и украинским правительствами в 2010 году – когда многие зарубежные покупатели были вынуждены пересмотреть контракты – оставили прочный след в сознании трейдеров. "Импортеры до сих пор помнят боль, вызванную запретами", – говорит господин Стилл.
Возрастающая напряженность в отношениях между Москвой и Анкарой вызывает беспокойство некоторых аналитиков. "Обострение ситуации в Украине, или эскалация напряженности в Турции могут поставить под угрозу прохождение судов [через Босфор]", – считает господин Бейли.
Несмотря на это, черноморские зернотрейдеры – уверенные в нежелании Анкары навредить своей пищевой промышленности, которая в значительной степени зависит от поставок сырья из России – надеются, что суда будут и впредь проплывать мимо дворца Топкапы и Собора Святой Софии. Конкретные потребности турецких импортеров пшеницы также могут предотвратить политическое вмешательство Турции, утверждают они.
В эпоху супесудов Россия по-прежнему владеет флотом, состоящим из относительно малых судов, и может ежемесячно отправлять в Турцию партии зерна объемом в 3-5 тыс. тонн, очень немногие другие экспортеры могут сделать то же самое, отмечает господин Стилл. По этой причине эксперт считает, что "заменить российскую пшеницу легче на словах, чем на деле".
Эмико Теразоно, Financial Times. Перевод портала ЦТС.
Читайте также Перспектива на 4 миллиарда: что Украина предлагает Турции вместо российской продукции