Согласно с Национальным планом действий на 2013 год президент Украины Виктор Янукович поручил премьер-министру, Мининфраструктуры, Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики (НКРЭ), а также ряду министерств на протяжении года подготовить и утвердить нормативные акты, которые предполагают поэтапный уход от перекрестного субсидирования в электроэнергетике для электротранспорта. То есть перевозчикам нужно будет рассчитываться с поставщиками по рыночному тарифу. Напомним, что сегодня он установлен на уровне, сопоставимом с платой для населения, а компенсация, согласно нормативным актам, полагается поставщикам.

По мнению руководства корпорации "Укрэлектротранс", такой шаг может привести к непредсказуемым последствиям. "Планом не предусмотрены меры, которые позволят компенсировать повышение себестоимости трамвайных и троллейбусных перевозок. Расчеты свидетельствуют о том, что в случае отмены льготного тарифа на электроэнергию затраты предприятий городского электротранспорта за потребленную электроэнергию увеличатся в три раза (до 780 млн грн). При этом объем некомпенсированных доходами общих затрат достигнет 1,2 млрд грн, а средний уровень убыточности превысит 35%", - говорится в письме "Укрэлектротранса" в адрес президента Виктора Януковича, текстом которого располагает Центр транспортных стратегий.

"Подобный механизм может начать работать только при условии обязательной компенсации перевозчикам из государственного или местного бюджета разницы между доходами предприятий электротранспорта, получаемой от сбора платы за проезд, и их затратами, в том числе на электроэнергию. Тем более, что во всех странах ЕС городской электротранспорт является дотационным, то есть тарифы на проезд находятся ниже чем затраты", - сказал Центру транспортных  стратегий эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк.

Однако, как известно, скудные бюджеты с такими задачами, как правило, не справляются. Возьмем, к примеру, наболевший вопрос с транспортировкой пассажиров льготных категорий, который волнует не только трамвайщиков, но и ту же "Укрзализныцю". В 2012 году местные бюджеты должны были получить из государственного субвенцию на компенсацию потерь от льготников в размере 883,5 млн грн. Однако фактически поступило только 152,9 млн грн или 17,3%.

В связи с этим, опасаются перевозчики, стоимость проезда в трамваях и троллейбусах вырастет до 3-3,5 грн. При этом, по их прогнозам, будет расти задолженность по заработной плате перед сотрудниками и связанного с этим социального напряжения в трудовых коллективах. Электротрансы также ожидают увеличения задолженности за потребленную электроэнергию и рост числа случаев отключения предприятий от энергоснабжения. Неизбежным станет дальнейшее сокращение пассажиропотока на электротранспорте и ухудшение качества обслуживания.

"Уверены, что отмена льготного тарифа на электроэнергию для предприятий городского электротранспорта должно осуществляться только одновременно с решением комплекса вопросов, которые обуславливают их убыточное функционирование. В первую очередь, это касается упорядочивания льгот на проезд, которые предоставляются по социальному признаку, или осуществления их монетизации, приведения объемов компенсации из государственного бюджета местным бюджетам за льготные перевозки в соответствие с показателями фактически предоставленных льготных транспортных услуг, замены устаревшего парка подвижного состава новыми энергоэкономичными трамваями и троллейбусами, создания единых требований для всех перевозчиков на рынке городских перевозок", - сказано в документе.

Однако этого будет явно недостаточно. Для сокращения эксплуатационных затрат городам потребуется обновление парка современными троллейбусами и трамваями. "Это позволит существенно снизить эксплуатационные расходы предприятий электротранспорта за счет большей эффективности современного подвижного состава. Хотя это уже ощущается и сейчас, например, города, основу парка которых составляют троллейбусы чехословацкого произоводства Skoda 14Tr и Skoda 15Tr, потребляют в среднем на 30% меньше электроэнергии на 1 машину чем предприятия, парк которых сформирован на основе троллейбусов ЗиУ-682 советской постройки", – подчеркнул Слободянюк.

Но закупить технику без бюджетной поддержки перевозчикам также будет сложно. А потому, в случае перевода городского электротранспорта  на рыночную стоимость электроэнергии, выиграет рынок маршрутных такси.

Довідка

Степень износа подвижного состава высока: при нормативном сроке службы троллейбуса в 10 лет, а трамвая – 16 эти машины работают на маршрутах в среднем по 17 и 29 лет соответственно. В период с 1993 по 2013 год парк трамвайных вагонов и троллейбусов сократился с 11,738 тыс. до 6,074 тыс. единиц. В связи с нехваткой финансирования в местных бюджетах Днепропетровск, Кривой Рог, Харьков, Львов, Тернополь, Одесса, Черновцы, Ровно, Луцк вынуждены приобретать за границей подержанную технику. А такие города, как Макеевка, Дзержинск и Стаханов, и вовсе лишились электротранспорта.