Износ подвижного состава УЗ настолько критичен, что в течении следующих нескольких лет Украине придётся тратить большие средства на его обновление. Откладывать эти инвестиции больше невозможно – просто будет не чем перевозить вагоны. Поэтому Украина превратилась в очень перспективный рынок для производителей подвижного состава, а поскольку сами двухсистемные локомотивы мы не производим (КВСЗ еще только разрабатывает этот вид продукции),  в очередь начали выстраиваться крупнейшие мировые производители.

Их не отпугивает ни финансовая, ни политическая нестабильность в стране. В декабре 2015 года министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявил, что в офисах крупных западных машиностроительных корпораций принято принципиальное решение об инвестициях в Украину. По его словам, речь идет о компаниях Siemens и Bombardier.

"Они готовы заходить в Украину. Вопрос стоит только в том, будет ли это только сборка, или совместное предприятие", - сказал Пивоварский. Министр утверждает, что к этому решению инвесторов подталкивает большая емкость украинского рынка при одновременной либерализации железнодорожной отрасли. Впрочем, не только эти компании стремятся заключить с УЗ контракт.

Кто еще и что предлагает каждый из производителей. 

Читайте также Что думают в Siemens об инвестициях в Украину – интервью

db84688

Vectron MS (Siemens, Германия)

Локомотивы Vectron довольно известны в странах Евросоюза. Сегодня на железных дорогах Европы эксплуатируется несколько десятков таких электровозов. Начиная с 2010 года ж/д компании заказали у Siemens около 300 локомотивов, объем заказов может увеличиться на 118 единиц за счет опциона. Наибольшее количество локомотивов Vectron заказала финская государственная компания VR Group – 80 единиц, еще 97 единиц являются опционом.

Локомотивы Vectron выпускаются с 2010 года. Первый экземпляр электровоза был показан на международной выставке InnoTrans 2010. Vectron производятся в четырех модификациях: мультисистемный локомотив повышенной мощности (Vectron MS), локомотив переменного тока повышенной мощности (Vectron AC high-power), локомотив переменного тока средней мощности (Vectron AC medium-power) и локомотив постоянного тока средней мощности (Vectron DC medium-power).

Мультисистемный локомотив Vectron MS может работать на четырех стандартах тока (AC 25 kV 50 Hz, AC 15 kV 16,67 Hz, DC 3 kV, DC 1,5 kV). Мощность электровоза равна 6400 кВт, он способен развивать скорость до 200 км/ч. Локомотивы Vectron MS могут работать при температуре воздуха от -30 до +40. Из четырех модификаций этот электровоз весит наибольше – около 87 тонн. В зависимости от потребностей и желания заказчика, Siemens производит электровозы Vectron с "двигателем последней мили" (дизель-генераторной установкой) мощностью 180 кВт.

Финляндия пока остается единственной страной, где электровозы данной модели работают на широкой колее (1524 мм). Вместе с тем, соседние с Украиной страны вскоре начнут эксплуатировать мультисистемные локомотивы Vectron. В январе этого года первые электровозы получила польская грузовая ж/д компания PKP Cargo, в начале февраля – словацкая ж/д компания Prvá Slovenská železničná (PSŽ). Что касается Украины, то Siemens, по информации "Укрзализныци", предлагал передать локомотив Vectron для тестирования. Кроме того, немецкая компания изучает возможность открытия в Украине производственных мощностей. Кроме того, у немецкой компании уже есть большая история отношений с УЗ и даже совместный выпуск локомотивов.

tn_de-hhla_metrans_bombardier-traxx-locos

TRAXX F140 MS (Bombardier, Канада-Германия)

В 2004 году канадская компания Bombardier зарегистрировала бренд TRAXX (Transnational Railway Applications with eXtreme fleXibility – Транснациональные железнодорожные приложения с максимальной гибкостью). Сейчас под этой маркой изготавливаются локомотивы разных модификаций: дизельные, электрические (переменного и постоянного тока), а также мультисистемные. Разработка локомотивов данной серии началась еще гораздо раньше. Прообразом для локомотивов TRAXX стали электровозы DBAG Class 145 и DBAG Class 146, производившиеся немецкой компанией Adtranz. В 2001 году Bombardier приобрел Adtranz, благодаря этой сделке канадский концерн стал наибольшим производителем подвижного состава в мире.

Первый мультисистемный локомотив TRAXX F140 MS был изготовлен в 2004 году для швейцарской грузовой компании SBB Cargo. Швейцарцам такой электровоз пригодился для перевозки грузов в Италию, обе страны имеют различную систему электрификации. С тех пор для европейских ж/д операторов было изготовлено более 200 электровозов TRAXX F140 MS. Наибольшей популярностью они пользуются в Великобритании, Швейцарии и странах Бенилюкса. Только для британской лизинговой компании Bombardier выпустил 105 таких электровозов, несколько из них были переданы в лизинг польскому перевозчику PKP Cargo. Мощность двигателя TRAXX F140 MS достигает 5600 кВт, а скорость – 160 км/ч. Весит локомотив около 85 тонн. Электровоз Bombardier могут работать на четырех стандартах тока (AC 25 kV 50 Hz, AC 15 kV 16,67 Hz, DC 3 kV, DC 1,5 kV). К сожалению, электровозы TRAXX F140 MS не эксплуатировались на широкой колее.

С конца прошлого года Bombardier активно интересуется украинским рынком. Канадская компания заявила о намерении открыть завод по сборке локомотивов во Львове. 24 февраля состоялся очередной визит делегации Bombardier в Украину. Возможно, в ближайшем будущем локомотивы TRAXX F140 MS будут собираться во Львове, а Украина станет площадкой для их испытаний в условиях работы на широкой колее.

Как рассказал представитель компании Bombardier Флавио Канетти, такое сотрудничество рассматривается с предприятиями Львовщины, которые специализируются на машиностроении. "Мы побывали на" Электроне " и Львовском локомотиворемонтном заводе. Сейчас изучаем возможности выхода на украинский рынок. Компания импортирует технологии, компоненты, детали для сборки локомотивов. Важным является вопрос потенциальных покупателей нашей продукции. Насколько нам известно, на рынке Украины сейчас есть потребность в обновлении железнодорожного подвижного состава ", - отметил он.

Prima-II-3

Prima (Alstom, Франция)

В конце 1990-х годов французская компания Alstom начала разрабатывать линейку мультисистемных локомотивов – Prima. Первый экземпляр был изготовлен в 2001 году. Тогда же начались поставки электровозов для французской национальной компании SNCF, где локомотивы Prima известны под именем SNCF Class BB 27000, SNCF Class BB 37000, SNCF Class BB 27300. Электровозы SNCF Class BB 27000 являются двухсистемными (AC 25 kV 50 Hz, DC 1,5 kV), дальнейшие модификации – трехсистемные (AC 25 kV 50 Hz, AC 15 kV 16,67 Hz, DC 1,5 kV). Только для SNCF концерн Alstom изготовил более 300 таких локомотивов. Впоследствии локомотивы стали четырхсистемными (AC 25 kV 50 Hz, AC 15 kV 16,67 Hz, DC 3 kV, DC 1,5 kV).

В 2009 году началось производство второго поколения электровозов – Prima II. По сравнению с предыдущими моделями эти локомотивы имели более мощный двигатель – 6400 кВт (ранее – 4200 кВт). Также электровозы Prima II стали более безопасными и разрабатывались с учетом экспансии на рынки стран с широкой колеей (дизельные версии Prima работают в Испании). Остальные параметры остались неизменными: скорость – от 140 до 200 км/ч в зависимости от типа состава, грузовой или пассажирский, а также нагрузки, вес – порядка 90 тонн и т.д. Первым покупателем локомотивов Prima II стали Марокканские государственные железные дороги (ONCF), заказавшие 20 единиц.

В 2004 году Alstom заключил соглашение с китайской компанией CNR Datong Electric Locomotive о налаживании производства локомотивов в Поднебесной. О создании подобного совместного предприятия французская компания пока не объявляла. При этом Alstom заинтересован в поставках двухсистемных локомотивов в Украину. Именно эта тема недавно обсуждалась в Киеве во время визита французской делегации.

7 декабря 2015 года между Alstom и ПАО "Укрзализныця" также состоялась встреча, где обсуждалось возможное участия французской компании в тендере на поставку электровозов на базе магистрального грузового электровоза переменного тока KZ8A, который производится в Казахстане. Также на встрече обсуждалась возможность производства локомотивов на базе одного из машиностроительных предприятий Украины.

or4d2d

Dragon MS и Griffin E4MSU/E4MSP (Newag, Польша)

Польский производитель подвижного состава Newag имеет в своем арсенале две модели мультисистемных локомотивов – Dragon MS и Griffin E4MSU/E4MSP. Как первые, так и вторые производятся также в дизельной и электрической модификации. Производство локомотивов Dragon началось в 2009 году. Компания изготовила 9 электровозов постоянного тока Dragon E6ACT. Они используются польскими ж/д операторами STK и Lotos Kolej. В феврале этого года Newag закончил производство первого дизельного локомотива Dragon E6ACTd для компании Freighliner PL. Мультисистемный локомотив Dragon MS пока существует только на бумаге. Согласно заявленным характеристикам, он будет иметь двигатель мощностью 5000 кВт, скорость – 120 км/ч, вес – 119 тонн. Dragon MS способен работать на трех стандартах тока (AC 25 kV 50 Hz, AC 15 kV 16,67 Hz, DC 3 kV). Для Украины этого вполне достаточно.

В 2012 году на выставке InnoTrans компания Newag представила новый, усовершенствованный локомотив – Griffin. Его мультисистемная версия E4MSU/E4MSP может работать на трех стандартах тока (AC 25 kV 50 Hz, AC 15 kV 16,67 Hz, DC 3 kV). По сравнению с электровозами Dragon, Griffin имеет большую мощность – 5300 кВт, скорость – 160 км/ч для грузовой модели E4MSU и 200 км/ч для пассажирской модели E4MSP. Новый локомотив значительно легче по весу – 88 тонн. Локомотив Griffin существует в единственном экземпляре. В декабре 2015 года польский оператор Lotos Kolej заказал у Newag 5 электровозов постоянного тока.

Компания Newag официально не заявляла об интересе к поставкам локомотивов в Украину. Пока что концерн намерен сосредоточиться на модернизации устаревших локомотивов M62. Перспективы этого проекта также неясны.

gama5

Gama (Pesa Bydgoszcz, Польша)

Польская компания Pesa Bydgoszcz также может стать поставщиком мультисистемных локомотивов для "Укрзализныци". Этот производитель известен украинцам по трамваям, которые он поставляет в Киев, и по рельсовым автобусам. Польская компания производит также и локомотивы.

В 2012 году Pesa Bydgoszcz представила локомотив нового поколения – Gama. Он будет производиться в трех модификациях: дизельной, электрической и мультисистемной. Пока что данный локомотив существует только в электрической версии. Три польских оператора – PKP Intercity, Ecco Rail, Koleje Mazowieckie – пользуются 13 электровозами постоянного тока Gama.

Мультисистемная версия Gama 111MS существует только в проекте. Электровозы этой серии будут способны работать на четырех стандартах тока (AC 25 kV 50 Hz, AC 15 kV 16,67 Hz, DC 3 kV, DC 1,5 kV). Мощность двигателя составляет 6400 кВт. Локомотив будет развивать скорость до 140 км/ч при перевозке грузов и 200 км/ч при перевозке пассажиров.