Дебют Олега Бахматюка в клубе крупнейших зернотрейдеров, неоспоримое лидерство "Нибулона", фиаско "Украинских аграрных инвестиций", которые выпали из первой десятки, а также почти двукратный рост объема поставок, – главные тренды на рынке экспорта украинского зерна по результатам прошлого года. В 2012 календарном году Украина экспортировала 26,5 млн тонн зерна, при этом 59% этого объема вывезли трейдеры из первой десятки.
Собственник компании "Райз" (входит в "Укрлендфарминг") не устает повторять, что кукуруза – это украинская "нефть" и наращивание экспорта зерновых – это шанс для нашей страны занять свою важную нишу на глобальном рынке. Это понимают и крупные мировые трейдеры. Уже в 2013 году их ряды на украинском рынке пополнятся несколькими серьезными игроками, например, Falcon. Пока же, бал продолжают править компании с отечественными инвесторами – в первой четверке таких представляют сразу три игрока.
Немаловажный факт – именно благодаря росту экспорта зерна, украинские порты сумели избежать более глубокого падения грузопотока в прошлом году. Так, рост перевалки экспортных грузов в 2012 году был достигнут только за счет увеличения экспорта зерновых, тогда как по остальным грузам падение составляло от 0,4 до 4%. Похожая ситуация и с "Укрзализныцей", где перевозка уменьшилась только на 2,51% благодаря зерну, которое 57 процентным ростом смогло компенсировать провали по остальным грузам. И это на фоне хронической нехватки зерновозов. "Прирост перевозок зерна в прошлом году составил 3,0% от общей грузовой базы ж/д перевозок. Если бы не позитивная динамика по зерну, то общий объем перевезенной грузовой базы сократился бы не на 2,9%, а на 5,8%", - рассказывает аналитик Центра Транспортных Стратегий Андрей Товстопят. "В перевалке грузов морским транспортом значение зерна было еще выше: если бы не 72% прирост перевалки зерна, общая обработка грузов в морских портах сократилась бы не на 1,1%, а на 9,1%", – заключает эксперт.
Эта публикация дает старт запуску новой рубрики на портале Центра транспортных стратегий – "Крупнейшие грузоотправители". На регулярной основе мы будем анализировать, для кого и на кого работает транспортная система Украины - какие компании и бизнесмены контролируют основные грузопотоки угля, руды, зерна и контейнерных грузов.