В прошлом году в пассажирских железнодорожных перевозках Эстонии произошло ряд изменений. Во-первых – единым оператором и электричек, и дизель-поездов стала государственная компания Elron. Во-вторых, в стране наблюдается безпрецедентный рост пассажиропотока, хотя еще в 2013-м была совсем противоположная тенденция. Так, за первые пять месяцев 2014 года количество пассажиров увеличилось на 37,6%. Позитивная тенденция роста продолжилась и впоследствии. За первые пять месяцев нынешнего года было перевезено на 21% пассажиров больше, чем за аналогичный период прошлого года. На этот год компания поставила себе задачу перевести 6,2 млн пассажиров. Для маленькой Эстонии это солидный показатель.

Читайте также: Железнодорожная реформа в Эстонии: расщепление на молекулы

Решив узнать, в чем же секрет такого успеха, мы обратились к председателю компании Elron Андрусу Оссипу. Как оказалось, секрет заключается в обновлении подвижного состава. Новые поезда Stadler пришлись эстонцам по душе, и они стали чаще выбирать поезд как средство передвижения внутри страны. Если ранее в Эстонии обсуждался вопрос целесообразности сохранения пригородных ж/д перевозок, то теперь электрички даже начали теснить автобусы на некоторых маршрутах. Но на достигнутом Андрус Оссип не собирается останавливаться. Украине глава Elron дал достаточно простой совет: " Я бы посоветовал верить, что люди хотят пользоваться поездами".

С прошлого года компания начала устанавливать рекорды по пассажиропотоку. Эта позитивная тенденция продолжается и в нынешнем году. В чем секрет успеха?

Если посмотреть на то, что мы делали в течение последних двух лет, то особого секрета нет. Во-первых, за это время мы на 100% обновили подвижной состав, закупив 18 электропоездов и 20 дизель-поездов. 1 июля 2013 года мы запустили новый электропоезд, а 1 января 2014 года – новый дизель-поезд. Благодаря качеству и удобству этих поездов мы сделали большой шаг из прошлого века в новый век. До этого наши поезда были 1970-х годов выпуска, и вы сами знаете, какого качества они были, в них не было никакого автоматического климат-контроля, не было нормальных туалетов и т.д.

Во-вторых, новые поезда более удобны, технически лучше, расход топлива или электроэнергии у них меньше. За счет этого мы смогли увеличить количество рейсов, в 2014 году – на 40%. Это значит, что у пассажиров появилось больше возможностей пользоваться поездом и выбирать, когда ехать.

То есть ваш секрет заключается в обновлении подвижного состава?

Да, новые поезда позволили увеличить количество рейсов и сократить затраты. Также сократилось время в пути. Для дизель-поездов оно сократилось на 10-15%, а для электропоездов – даже больше, 20-25%. На тех участках, где между остановками небольшое расстояние, ускорение поездов дает очень большое преимущество. И, конечно, если мы конкурируем с автобусами и личными автомобилями, то люди стали учитывать эти улучшения. Если сравнивать время в пути, то наш поезд имеет хорошее преимущество.

Ваша компания закупила поезда FLIRT производства Stadler. Почему вы выбрали именно их?

Мы проводили тендер, получили несколько предложений. Поезда Stadler были наилучшими по цене и техническим характеристикам. Поэтому мы выбрали их предложение.

На закупку поездов компания потратила 176 млн евро. Значительную часть средств были выделены из фондов ЕС. Состоялся бы этот проект без них?

Закупка происходила следующим образом. Электропоезда мы закупали на средства, выделенные из еврофондов. Общая цена этого тендера составляла 80 млн евро. Деньги на дизельные поезда выделило государство, но эти поезда мы взяли в лизинг. В течение 20 лет мы будем выплачивать их стоимость.

Покупка себя оправдала?

Я уверен в этом, особенно если посмотреть на рост пассажиропотока.

Еще вопрос о поездах FLIRT. В начале их эксплуатации возникали поломки. В чем была их причина? И как вы решали этот вопрос с поставщиком?

Эти проблемы нужно разделить на два аспекта. Первый связан с персоналом, необходимо было время, чтобы обучить его управлению поездами. Второй – с самими поездами. Электропоезда были довольно устойчивыми в техническом плане, а вот с дизельными было сложнее. Причина в том, что для Stadler это был первый дизельный поезд, созданный на базе FLIRT.

То есть в Эстонии прошла обкатка этих поездов?

Да, можно и так сказать. В прошлом году Stadler сделал модернизацию дизельных поездов, поэтому сейчас никаких проблем не возникает. В нынешнем году мы не видим большой разницы в эксплуатации электро- и дизель-поездов.

И еще один момент. Проблемы с дизельными поездами возникали не только в Эстонии. В других странах также были подобные проблемы. В техническом плане их гораздо сложнее эксплуатировать.

Мы говорили о новых поездах. Возникает закономерный вопрос, куда вы дели старые электрички и дизельные поезда?

Мы продавали их латышам. Куда они их дели, я не знаю. У них есть опыт ремонта и обслуживания подобных поездов, возможно, они сейчас ездят в Латвии, а может, их кому-то перепродали.

Около 70% от всех расходов – эта дотация от государства, и только 30% платит каждый пассажир. Мы хотим увеличить ту часть, которую платят пассажиры.

А что это за компания?

Holdinga Kompanija Felix Ltd (тогдашний собственник Рижского вагоноремонтного завода RVR – прим. ред.). В советское время они занимались ремонтом вагонов и поездов, а сейчас это частная компания.

Увеличивать подвижной состав планируете?

Мы прогнозируем, что пассажиропоток будет и дальше расти. Это значит, что мы должны найти возможность приобрести новые поезда. Пока что у нас есть планы по покупке трех поездов. Но нужно учитывать, что от момента заключения договора до поставки самих поездов пройдет много времени. Если мы закажем эти поезда сейчас, то получим их не раньше 2018 года.

На текущий год вы запланировали перевести 6,2 млн пассажиров. Это выполнимый результат?

К концу июля мы перевезли 3,8 млн пассажиров. Поэтому я уверен, что 6,2 млн пассажиров – это выполнимая цифра.

Насколько заполнены поезда? Какие маршруты самые популярные?

Самые популярные маршруты – из Таллинна в Тарту и Нарву. Особенно большой рост наблюдается на нарвском направлении. Например, в июле 2013 года мы перевезли более 10 тыс. пассажиров, в июле 2014 года – более 22 тыс. пассажиров, в июле 2015 года – более 27 тыс. пассажиров. В пятницу и в воскресенье вечером поезда в сторону Тарту и Нарвы заполнены на 100%, не только сидячие места, но и стоячие. Загрузка поездов возрастает в летнее время, когда растет пассажиропоток. При этом также увеличивается количество пассажиров с велосипедами.

Вы затронули интересную тему. А какие условия перевозки велосипедов в поездах Elron?

В начале этого года мы провели опрос среди клиентов, которые уже перевозили велосипед в наших поездах. И мы увидели, что спрос на эту услугу растет, особенно летом. К сожалению, каждый наш поезд имеет 10 специальных мест, куда можно поставить велосипед. Поэтому один поезд может вместить максимум 30 велосипедов. На летний период мы предоставили нашим контролерам право не пускать пассажиров с велосипедами, если в поезде заняты все места для их перевозки.

Как пассажиры оплачивают перевозку велосипеда в поезде?

Перевозка велосипедов у нас бесплатна. Но мы планируем где-то в начале следующего лета ввести дополнительный билет для велосипеда.

Ранее компания Elron (до октября 2013 года – Elektriraudtee) оперировала только электричками. С прошлого года в ваше ведение перешли и дизель-поезда. Для компании это оказалось выгодным?

Если взять пассажирские перевозки внутри Эстонии, то государство выплачивает дотации перевозчикам, независимо от того, электричка это или дизель-поезд. Раньше было два оператора пригородных поездов, сейчас один. К тому же, после обновления подвижного состава у нас остались поезда одной марки – FLIRT. Все это позволило сократить расходы на обслуживание.

Сейчас государство вам выплачивает дотации?

Да, выплачивает. Около 70% от всех расходов – эта дотация от государства, и только 30% платит каждый пассажир. Мы хотим увеличить ту часть, которую платят пассажиры. Но сделать ее стопроцентной невозможно, ведь у нас в стране есть много мест, где поезд является единственным средством сообщения. Поэтому государство должно обеспечить каждому человеку возможность пользоваться транспортом. В целом, если посмотреть на другие страны Европы, я не знаю такого примера, где пассажирские перевозки осуществляются без дотаций.

Действуют ли у вас какие-либо льготы?

У нас своя система льгот. Например, если пассажир использует магнитную карт Elron, то он получает скидку 10%. Если пассажир покупает билет через интернет, тогда он получает дополнительные 10%. Также пенсионеры и ученики получают скидку в 30%.

То есть никто не имеет права на бесплатный проезд в поездах Elron?

Такого права нет. Но предусмотрена такая возможность, когда местные органы власти заключают с нами договор и оплачивают перевозку пассажиров. Например, город Таллинн. Жители столицы в пределах города могут ездить бесплатно, но при этом городские власти оплачивают нам стоимость каждого билета.

Как изменились финансовые показатели компании после обновления подвижного состава?

До закупки новых поездов соотношение дотаций и доходов от продажи билетов составляло 80% и 20%. Теперь мы дошли до уровня – 70% дотации и 30% доход от продажи билетов. Кроме того, у нас улучшилось качество услуг, и мы можем предложить пассажиру гораздо больше возможностей воспользоваться нашими поездами, чем раньше. Главное, чтобы наши клиенты были довольны.

А вы не боитесь, что у вас будет конфликт с автобусными перевозчиками? Ведь на некоторых маршрутах вы уже потеснили автобусы.

В последнее время у нас очень много говорят об этом. Этот вопрос надо разделить на два аспекта. Во-первых, когда мы только запускали новые поезда, то количество пассажиров росло и у нас, и у автобусных операторов. Это значит, что пассажиры стали больше пользоваться общественным транспортом, и меньше использовать личный.

Во-вторых, осенью этого года автобусный рынок Эстонии станет более открытым, появится больше возможностей для конкуренции. Насколько я знаю, даже некоторые иностранные компании начали интересоваться эстонским рынком. Планируется запуск нового оператора – Superbus, принадлежащего шотландскому бизнесмену Брайану Саутеру (владелец Stagecoach Group – прим. ред.). Иными словами, конкуренция на рынке автобусных перевозок растет, естественно, что они стали больше ощущать конкуренцию и со стороны поездов.

Мы же уверены: главное, что у пассажира есть возможность выбирать. Он может выбрать, автобус или поезд. Это самое главное. Более того, мы ищем возможности для сотрудничества с автобусными операторами. Для нас очень важно, чтобы пассажир смог добраться до станции. В некоторых районах автобус подходит для этой цели как нельзя лучше.

А свой автобусный парк не планируете создавать?

На данный момент таких амбиций у нас нет. Мы верим, что нам удастся наладить сотрудничество с действующими автобусными компаниями, которые знают этот бизнес лучше.

Как вы взаимодействуете с Eesti Raudtee, которая управляет ж/д инфраструктурой в Эстонии? Есть ли какие-то конфликты?

Конфликтов нет. С точки зрения Eesti Raudtee, компания Elron является еще одним клиентом, и они также заинтересованы в том, чтобы кто-то ежедневно использовал их инфраструктуру. Для чего же тогда она существует?

В последнее время грузовые перевозки снижаются, а пассажирские, наоборот, увеличиваются. Если взглянуть на ситуацию в железнодорожной отрасли Эстонии, скажем, шесть-десять лет назад, грузовых поездов было в два-три раза больше. Это значит, что сейчас у нас есть довольно большой свободный ресурс.

С какими проблемами компания Elron сталкивается в своей деятельности?

Может быть, самой большой проблемой или, скорее, задачей является удовлетворение потребностей пассажира. Ведь он хочет, чтобы поезд пришел вовремя, быстро найти место сидения и т.д. Это самое главное для него. Конечно, в пиковые часы количество пассажиров увеличивается, а наши поезда загружены. Поэтому у нас нет свободного ресурса, чтобы пустить дополнительные поезда в такое время. И увеличить количество вагонов в поездах мы также не можем.

Другой вопрос – это дотации со стороны государства. Запуск новых поездов увеличивает объем дотаций. Поэтому мы ищем компромиссные решения, чтобы и пассажир был доволен, и мы работали эффективно.

Есть ли в Эстонии проблема безбилетных пассажиров?

Всегда есть маленькая группа пассажиров, кто пробует не платить за проезд. Мы построили свою систему таким образом, что зарплата контролера зависит от количества проданных или проконтролированных билетов. Поэтому я уверен, что возможность для безбилетного проезда маловероятна.

Какая зарплата контролера?

В среднем, 1200 евро в месяц. Это чуть выше средней зарплаты по стране. Но у нас есть контролеры, которые получают меньше, а есть и такие, которые получают по 1500 евро.

В конце прошлого года сообщалось о планах по установке в некоторых поездах Elron 4G-модемов. Были ли они установлены?

Когда мы запускали новые поезда, в них уже стояли 3G или 4G-модемы. Тогда там был один оператор, и пассажир мог использовать 3G или 4G, в зависимости от сигнала. Теперь мы поставили новые 4G-модемы, которые работают уже от двух операторов. Важным изменением стало следующее: если ты находишься в поезде, то не важно, услугами какого оператора ты пользуешься. В целом, интернет у нас стал в два раза лучше, чем был раньше. Мы делаем следующие шаги. Мы хотим увеличить мощность интернета для пассажиров первого класса. Этой осенью Stadler заменит антенны в поездах. Я думаю, что интернет – это такая вещь, куда мы должны постоянно инвестировать, поскольку пассажиры все больше и больше хотят пользоваться интернетом.

Вы упомянули про первый класс. Сколько классов в ваших поездах?

Два класса – первый и второй. Скажем, в дизельном трехвагонном поезде 24 места из 161-го – это первый класс.

А по цене они как отличаются?

По цене разница где-то 10-15%, зависит от рейсов.

А какой больше популярен?

Оба. Пожалуй, самая большая разница между первым и вторым классом – это возможность бронирования места при покупке билета в интернете. Во втором классе нет такой возможности.

Продажа билетов через интернет осуществляется на все направления?

Да. Также много пассажиров пользуется Elron-картой.

В Украине очень сложная ситуация с пригородными перевозками. Чтобы вы посоветовали из своего опыта?

Конечно, в каждой стране есть свои особенности. Я бы посоветовал верить, что люди хотят пользоваться поездами. У нас в Эстонии было время, когда велись дискуссии, нужны ли нам поезда, или нет. Наш опыт показал, что люди хотят и пользуются поездами. Если качество услуг будет лучше, то они готовы платить за них больше. Нужно верить и принимать соответствующие решения.

До назначения главой компании Elron в январе 2013 года вы не были связаны с железной дорогой. Как вам работается в новой сфере?

Конечно, у человека, который был раньше связан с отраслью, есть большое преимущество, у него есть образование, опыт и т.д. Но, в конечном счете, все зависит от каждого человека. Все мои предыдущие работы были связаны с обслуживанием клиентов. Здесь, в компании Elron, мы тоже обслуживаем наших клиентов – пассажиров. Так что сейчас я занимаюсь тем же, только в другой отрасли. 

Читайте также Чужеродное тело: почему рельсовые автобусы в Украине не популярны

Довідка

Андрус Оссип родился в Таллинне. В 1990 году окончил Таллиннский технический университет. По образованию инженер-химик. С 1993 по 2000 год работал менеджером, директором по продажам в группе компаний Tallinna Kaubamaja (занимается розничной и оптовой торговлей в Эстонии). Затем сменил сферу деятельности, перейдя на работу в эстонский филиал международной охранной компании G4S. С января 2013 года Андрус Оссип возглавляет компанию Elron. Увлекается гольфом, баскетболом и плаванием.