Еще в начале года Роман Насиров руководил киевским офисом Renaissance Capital. Теперь же, он в качестве заместителя главы правления Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ) решает очень не простые задачи по подтягиванию логистики компании в соответствие к  ее амбициозным планам экспорта.

Насиров  прогнозирует, что в течение 5 лет валовый урожай зерновых вырастет до 70 млн тонн, из которых 40 млн тонн пойдет на экспорт. Такое увеличение нагрузки на инфраструктуру в два раза стране будет тяжело выдержать. "Мы видим необходимость в течение 5 лет в 7 тысячах вагонов-зерновозов, чтобы убрать проблему. 2-3 тысячи закупит ГПЗКУ", - отмечает он.

Читайте также Порты и вагоны: на что пойдут 1,5 миллиарда долларов товарного кредита из Китая

Насиров рассказывает, что номинальных мощностей по перевалке достаточно, но на практике для достижения экономического эффекта, например, кукуруза должна уходить большегрузными судами. Но большинство портов не достаточно глубоководные для этого. "Углубление можно сделать, если будет одновременно развиваться подходная к порту железная дорога. Если будет этот комплексный процесс, то и будут частные инвестиции в строительство терминалов", - рассказывает он.

В последнее время к ГПЗКУ обращено огромное внимание в связи с выходом корпорации на китайский рынок сбыта кукурузы, а также получения кредитов на развитие инфраструктуры. О том, как компания собирается закупать вагоны-зерновозы, а также о планах в портах Роман Насиров рассказывает в блиц-интервью порталу ЦТС.

На каких условиях ГПЗКУ готова покупать 2 тысячи вагонов-зерновозов и за какой период времени?

Сейчас мы рассматриваем варианты, где и какие зерновозы можем приобрести. На сегодняшний день у нас есть финансирование на вагоны-зерновозы только не украинского производства, то есть - на китайские вагоны. Но мы рассматриваем покупку украинских вагонов, а также комбинированные варианты. Это очень сложный процесс, который по факту занимает до трех лет. Это сложное техническое производство, которое должно быть сертифицировано для того, чтобы техника могла ездить в Украине и, может быть, в России. Но мы планируем закрыть этот вопрос на протяжении одного-двух лет.

Новые зерновозы будут приобретены в рамках соглашения с Китаем?

Мы рассматриваем приобретение зерновозов как альтернативу существующим договоренностям о покупке китайских зерновозов и других возможностей.

Китайские зерновозы будут покупаться уже готовые или в Украине будут делать крупно узловую сборку этих вагонов?

Как только мы найдем правильный товар и правильный формат покупки, вот только тогда мы сможем сказать, какие это будут зерновозы. Будут они частично собраны здесь или собраны где-то за границей из украинских запчастей, - сложный вопрос. Но нам важно приобрести инновационные вагоны, которые должны иметь долгие межремонтные пробеги.  

Должны ли частные зернотрейдеры следовать вашему примеру и самостоятельно искать финансирование на свой парк вагонов-зерновозов, а не полагаться на мощности «Укрзализныци»?

Каждый сам для себя делает выводы из ситуации, которая сейчас сложилась на рынке с вагонами-зерновозами. Здесь надо учитывать несколько факторов: насколько это выгодно экономически, потому что это дополнительные инвестиции на долгий период времени, которые должны окупиться, в нашем случае очень важен физический объем, который мы можем сделать. Маржинальность этого бизнеса – всего около 8%, и это меньший процент доходности, чем приносит сам трейдерский бизнес.

В Украине есть зернотрейдеры, которым может быть целесообразно покупать парк вагонов-зерновозов?

Есть не только трейдеры, но и производители зерна.

Какие ваши планы по увеличению мощностей перевалки зерна в портах?

Мы будем расширять уже существующие мощности в портах и рассматриваем строительства новых.

Где?

А где в Украине можно строить?

В Южном, Одессе и Ильичевске…

Вот там и рассматриваем.

Не станет ли мелководность украинских портов препятствием на пути выполнения договоренностей с Китаем на поставку зерна?

Нет, абсолютно. Это не влияет на долгосрочные перспективы Украины на рынке зерновых.

То есть существующих портовых мощностей достаточно?

Существующих мощностей достаточно. Но дальше становится вопрос – если везти зерно малыми партиями – насколько наш товар будет конкурентоспособным на мировом рынке из-за удорожания логистики.

На какие культуры были получены соответствующие фитосанитарные протоколы от КНР для экспорта?

Подписан фитосанитарный протокол на кукурузу, прямо сейчас готовится документация на сою и ячмень.

Означает ли это, что ГПЗКУ будет поставлять на рынок Китая сою и ячмень?

Да, планируется, и наверное поставки будут. Но сначала надо пройти этап получения соответствующей сертификации нашей продукции для поставок в Китай.      

Какие фактические поставки зерна в КНР будут к концу года?

Это коммерческая тайна. Скажу лишь, что все договорённости подписаны и до конца маркетингового года запланированные 4 млн тон кукурузы будут поставлены в срок. Контракты первые подписаны, процесс двигается. Груз отправляется, соответственно запланированному графику.