Модернизация Львовского аэропорта перед Евро-2012 вызывала опасения у многих специалистов отрасли. Эксперты полагали, что дорогостоящая инфраструктура, подготовленная к чемпионату, останется невостребованной после его завершения. В то же время терминал будет требовать затрат на свое содержание и не сможет окупить себя из-за не очень большого пассажиропотока. Тем не менее, аэропорту удается держаться на плаву, привлекать новых перевозчиков и показывать положительный финансовый результат по итогам последних двух лет. О ситуации в воздушной гавани Львова Центру транспортных стратегий рассказал генеральный директор аэропорта Роман Гонтарев.
В 2013 году аэропорт увеличил пассажиропоток на 21,7%. За счет чего удалось достичь такого результата?
В первую очередь, увеличение пассажиропотока происходило за счет привлечения новых перевозчиков. На маршрутах, где до этого выполнялись рейсы, авиакомпании увеличили емкость, заменив воздушные суда более вместительными. Также была значительно расширена летняя чартерная программа. Все эти факторы и обусловили рост.
Как отразились политические события на работе аэропорта?
Сегодня мы не видим спада в связи с политическими событиями. Однако в последние две недели мы наблюдаем существенное увеличение пассажиропотока на внутренних линиях. По сравнению с предыдущим годом, этот показатель вырос приблизительно на 50%.
Отразился ли на деятельности предприятия растущий курс доллара? Некоторые российские авиакомпании ограничили в связи с этим продажу билетов в Украину.
На самом деле я не понимаю, почему российские перевозчики так переживают по этому поводу. Все равно ни один тариф в Украине не публикуется в национальной валюте, и билеты всегда продаются по текущему курсу. Что же касается Львова, то мы работали с одной российской авиакомпанией – "ЮТэйр", которая выполняла рейсы в Москву. Сегодня эту линию занимает ее дочерняя структура – "ЮТэйр Украина". И каких-либо перебоев с продажей билетов в Россию и изменений в расписании мы не видим. Загрузка на этом маршруте остается такой же, как и до начала упомянутых событий.
С какими финансовыми результатами аэропорт завершил 2013 год?
После того, как была создана новая инфраструктура, многие предрекали Львовскому аэропорту убытки и печальную участь. Но хочу сказать, что и 2012, и 2013 год мы завершили с положительным финансовым результатом. В 2012 году мы получили порядка 18 млн грн чистой прибыли, а в прошлом году она составила около 20 млн грн.
Какова загрузка нового терминала?
На самом деле показатель загруженности инфраструктуры появился именно в период проведения Евро-2012. В авиации такого понятия нет, но есть понятие пропускной способности терминала в год и в час. Я ранее не сталкивался с тем, чтобы специалисты измеряли в процентном соотношении загруженность инфраструктуры. Но, если мы все-таки решили оперировать такими цифрами, то пропускная способность терминала – это 5 млн пассажиров в год. Предыдущий год мы завершили с показателем 700,8 тыс. человек, поэтому его загрузку несложно вычислить. Но говорить о том, что это плохой показатель, неверно. Если бы в первый и второй год работы новых пассажирских комплексов их загрузка достигала 50%, то руководству предприятия уже пришлось бы задуматься о расширении инфраструктуры... Поэтому показатель загрузки львовского аэропорта находится в норме. Причем мы помним, что все новые терминалы в Украине были построены в преддверии Евро-2012, когда в дни проведения матчей мы наблюдали максимальные пиковые нагрузки на аэропорт. И эта инфраструктура полностью соответствовала требованиям УЕФА.
Насколько востребованы коммерческие площади терминала? Какова доля доходов от неавиационной деятельности в общем балансе?
Что касается доходов от неавиационной деятельности, то это на сегодня вопрос номер один. Если мы посмотрим, то во всех европейских аэропортах – это одна их осноных составляющих дохода. Они составляют порядка 50% в общей структуре. У нас же этот показатель не превышает 15%. Если брать абсолютные цифры, то он вырос с 5 млн до 15 млн грн в прошлом году. Мы понимаем, что это не такая большая сумма, но мы стараемся увеличить ее всеми доступными средствами.
Также хочу отметить, что основным источником неавиационных доходов является аренда. Но, поскольку мы государственное предприятие, то все соответствующие договора заключаются Фондом государственного имущества, и распределение поступлений от них происходит в пропорции 70 на 30. То есть 70% средств идет в государственный бюджет, а 30% – на счет предприятия. Но мы в дополнение к арендной плате ввели также инфраструктурный сбор, который является стандартной практикой в авиабизнесе. Этот сбор не является фиксированным, а зависит от выручки коммерческого объекта. Его размер колеблется в пределах 10–15% в зависимости от специфики деятельности коммерческого субъекта, что дает нам дополнительный доход.
Помог ли в привлечении новых перевозчиков приказ Министерства инфраструктуры №745 от 19 декабря 2012 года? Руководители аэропортов отнеслись к нему с опаской, так преференции той или иной компании могли вызвать вопросы у Антимонопольного комитета, и обращались к Минифраструктуры за дополнительными разъяснениями.
Мы также обращались к министерству за дополнительными разъяснениями и совместно с МИУ разработали и утвердили программу стимулирования перевозчиков в аэропорту Львова. Основным принципом программы, дабы избежать претензий со стороны Антимонопольного комитета, было то, что скидки работают исключительно для новых маршрутов, которые открываются из аэропорта и рассчитаны на программу полетов в течение шести лет. Мы не можем применять их к уже существующим направлениям. Если придет новый перевозчик, например, на «накатанную» линию Львов–Москва, то здесь мы уже не сможем ничего ему предоставить.
Благодаря этому приказу, нам удалось подписать договор о базировании во Львове и расширить сотрудничество с авиакомпанией "Визз Эйр Украина".
Будут ли применяться объемные скидки на уже действующих маршрутах?
К сожалению, в разработанной программе нет такой скидки. Она у нас не предусмотрена, но мы можем вернуться к этому вопросу, если какой-либо из перевозчиков изъявит желание увеличивать частоту полетов на той или иной линии. Пока что мы авиакомпании не проявляли инициативу.
Каким будет, по Вашим прогнозам, 2014 год?
Для аэропорта Львов он будет в любом случае положительным. Как уже ранее говорилось, авиакомпания "Визз Эйр Украина" расширит свою маршрутную сеть. Ее рейсы будут выполняться на самолете Airbus 320 емкостью 180 кресел. Их загрузка составляет минимум 70%, поэтому мы ожидаем прироста пассажиропотока не менее 16% и планируем закончить год с показателем более 800 тыс. пассажиров. Кроме того, мы ведем работу с авиакомпанией Atlasjet. Ее дочерняя структура в Украине сейчас получает сертификат эксплуатанта и будет базировать во Львовском аэропорту два воздушных судна. Говорить о ее новых направлениях до окончания утверждения расписания сегодня еще рано.
И, конечно же, мы прогнозируем положительный финансовый результат. Прибыль сохранится примерно на уровне 2013 года. Это связано с рядом факторов: есть инфраструктура, которая окончательно передана на баланс нашего предприятия. Ранее новый терминал находился у нас в управлении, а в декабре 2013 года окончательно перешел к нам на баланс. В связи с этим в учете появляются дополнительные расходные и доходные статьи, связанные с амортизацией бесплатно полученного имущества.
Роман Гонтарев родился 20 октября 1980 года.
Образование: Донецкий национальный технический университет, Национальный авиационный университет.
Занимал различные должности в международном аэропорту Донецк, авиакомпаниях "Донбассаэро" и "АэроСвит".
В августе 2011 года был назначен исполняющим обязанности руководителя международного аэропорта Львов, а позднее утвержден в этой должности.