В Ильичевском порту готовятся к осуществлению новой схемы обработки судна. Проблему недостаточной для работы с capesize глубины у причала – всего 14 метров – удалось решить через дозагрузку на рейдовой стоянке в акватории порта с глубиной 22 метра. Первое судно по этой новой схеме будет загружено уже в ближайшие дни – на балкер Anangel Astonomer (дедвейт 180 тыс.т) планируют погрузить крупную партию железной руды компании «Метинвест». В результате, грузоотправитель существенно сэкономит на портовых сборах по сравнению с основным конкурентом - портом Южный, Ильичевский порт получит дополнительные объемы грузов, а филиал АМПУ - около миллиона долларов портовых сборов. В ближайшее время объемы работы с крупнотоннажным флотом существенно возрастут - порт планирует выйти на загрузку трех capesize в месяц.
25 февраля руководство порта представляло возможности своего предприятия на инвестиционном форуме "Ильичевский порт: инвестиционные возможности и вызовы", прошедшего в медиа-пространстве Impact hub Odessa. Ильичевский морской порт готов сотрудничать с инвесторами и предлагает новые площадки: такой была главная мысль форума.
Читайте также Суда-гиганты в украинских портах: как переваливать грузы быстрее
Собственно, форум был построен достаточно неформально. Минимум официоза – лишь двадцать минут приветственных выступлений от первых лиц. А далее – личное общение гостей у стендов с презентациями инвестиционных площадок порта, дополняемое вполне уместными кофе-брейками.
Как отметил директор основной стивидорной компании порта, ГП «Ильичевский морской торговый порт» (ИМТП) Сергей Крыжановский, предприятие дает от 500 миллионов гривен прибыли ежегодно. Но дальнейшее развитие требует инвестиций. Сегодня в порту работают три частных стивидора на условиях аренды – и в Ильичевске хотят, чтобы их стало значительно больше.
По словам заместителя министра инфраструктуры Украины Юрия Васькова, сегодня чрезвычайно важно развивать государственно-частное партнерство в государственных же стивидорных компаниях. Препятствия на этом пути, конечно, есть, в том числе – несовершенство украинского инвестиционного законодательства. «Но даже в таких условиях в порты Одессы, Николаева и частично Ильичевска за последние десять лет были привлечены порядка 10 млрд долларов инвестиций», – отметил Юрий Васьков.
Команда ИМТП представила вниманию участников форума в качестве инвестиционных площадок все пять грузовых терминалов, а также специализированный комплекс по перевалке руды и серы, а также базу наливных грузов.
На форуме также присутствовали представители компаний– потенциальных инвесторов предприятия. В частности –одна из крупнейших американский корпораций Archer Daniels Midland. В комментарии порталу ЦТС заместитель руководителя юридического отдела "АДМ Трейдинг Украина" Леонида Никитина подтвердила наличие у ADM интереса к инвестициям в Ильичевский порт.
В кулуарах форума Сергей Крыжановский ответил на несколько вопросов портала ЦТС
Насколько серьёзный интерес к порту у таких компаний как ADM и Soufflet?
Компании предложили очень важные для развития порта проекты. Наша функция – создать максимально комфортные условия для реализации их планов. Но в этой связи мы хотели бы подчеркнуть, что мы хотим, чтобы порт был комфортным и для таких глобальных инвесторов Soufflet и ADM, и для средних и малых инвесторов. То есть мы этим форумом подчеркиваем, что порт открыт для инвестиций любого уровня, и прекрасно понимаем экономику и риски, которые возникают у инвесторов. Кроме этих компаний, в конкурсах на аренду госимущества принимают и другие, поэтому наша роль – максимально усилить импульс, который потом будет поддержан соответствующей Комиссией Министерства инфраструктуры на конкурсе Фонда Госимущества, и мы надеемся, что там будут скоро приняты решения, которые учтут все расчеты, все аргументы инвесторов.
Речь идет только об интересе ADM к аренде или есть цифры инвестиций, которые они намерены вложить?
Ориентировочно инвестиции, которые там могут быть освоены на мощностях 4 терминала, базовые цифры, составляют около 100 млн долларов. Это будет комплекс, который при выходе на проектную мощность, позволит осуществлять перевалку приблизительно 3-4 млн тонн зерновых. Это и реконструкция 24-го склада, который сейчас используется с минимальной загрузкой, после реконструкции его производительность будет раза в четыре больше… и строительство дополнительных мощностей, силосов и плоских складов. В последние годы склады используются с загрузкой около 200 тысяч тонн в год, а после реконструкции это составит 800. Строительство новых емкостей на 4 терминале даст дополнительно 2-3 миллиона тонн в год.Сотрудничество началось на стадии предпроектных расчетов, и мы совместно с инвесторами сделали необходимые предварительные разработки, которые были представлены на защите проектов в МИУ, и на встречах, которые происходили в порту.
"Ориентировочные инвестиции, которые там могут быть освоены, базовые, составляют около 100 млн долларов, это комплекс, который позволит осуществлять там перевалку приблизительно 3-4 млн тонн"
Вы сейчас говорили только об ADM?
Сейчас об ADM, и Soufflet, готов сказать о сотрудничестве на этом этапе с другими нашими потенциальными партнерами, мы за открытую публичную инвестиционную политику, сохранение социальных гарантий работников. Многие из будущих инвесторов и арендаторов сейчас пока наши клиенты, как грузовладельцы. На сайте порта и в СМИ представлено много информации, она постоянно дополняется новыми событиями.
На ИМТП в ближайшие дни планируется загрузка первого "кейпсайза" на внутреннем рейде. Расскажите о схеме этой погрузки, откуда взялись достаточные для этого глубины.
Глубины − это критический и рисковый для нас момент. Необходимо достигнуть максимальной интенсивности погрузки, имея в распоряжении всего лишь один причал порта, где глубина 13 м. Изобилия причалов с необходимыми для современного торгового флота глубинами в порту нет.Погрузка начнется у причалов № 1, где судно примет на борт 120 тыс. тн. затей выйдет на рейдовую стоянку акватории порта – и там догрузится еще 55 тысячами тонн. Это слаженная работа докеров, это хорошая координация с грузовладельцем, это очень динамичное сотрудничество с компанией, которая делает догрузку на рейде.
Есть ли перспективы дноуглубления?
АМПУ утверждает, что предусмотрены инвестиции на развитие акватории и причалов на этот год – это, безусловно, будет для нас стратегическим фактором, но пока мы будем работать в экстремальных условиях, что позволит нам загрузить этот "кейпсайз" на тех условиях, о которых договорились с грузовладельцем. Также должна быть проведена в 2016 году реконструкция причалов, которые многие годы выведены из эксплуатации, сделано соответствующее дноуглубление, и я не думаю, что это затянется на какое-то неопределенное время, наоборот, наши коллеги готовы, главное – у них есть деньги – и этот вопрос находится под жестким контролем Министерства инфраструктуры и региональных властей.
Как восприняли докеры эту новую схему погрузки?
Профессионалы все очень быстро осваивают, это наша работа, к ней всегда готовы, она приносит хороший результат предприятию и благополучие в семьи. Мы вчера встречались с коллективом комплекса, который занимается погрузкой этого "кейпсайза": они за последний месяц, когда появилась эта работа, в два раза повысили свою производительность. То есть то, что было месяц назад, казалось бы, "можем – не можем", то сейчас – "можем и хотим еще".
Какие у вас планы по развитию 1-го района порта?
Нашими проектами предусмотрено развитие складских технологий, совершенствование управления и взаимодействия подразделений. Поэтапно модернизируем имеющуюся технику и покупаем новую. Ну и в общем, это все для того, чтобы наши будущие партнеры вместе с нами ускорили реализацию инвестиций.
ЖРК - продукт флотации, содержит влагу, а как на самом деле обстоит дело с пылением этого продукта?
ЖРК точно пылить не будет, не успеет. Но мы пытаемся сейчас организовать работу в двух направлениях – принимать уголь и грузить ЖРК в те же суда. Совершенно новая логистика транспортировки углей транзитом. Мы с партнерами разрабатываем сейчас этот проект, дай Бог, получится!