Перспективы создания в США скоростного железнодорожного движения становятся все более туманными. Задача, с которой легко справляются в Китае или Южной Корее, оказалась не по силам сверхдержаве Запада. Ещё в апреле 2009 года президент США Барак Обама увидел в развитии железнодорожного транспорта один из путей выхода из экономического кризиса и включил строительство скоростных железнодорожных магистралей в число национальных приоритетов. Через 25 лет,  оптимистично прогнозировал американский лидер, подавляющее большинство американцев массово пересядут с автомобилей, автобусов и самолетов в быстрые и комфортные поезда.  

Читайте также Игра ва-банк: сработала ли ставка Баффета на железные дороги

Но спустя четыре года строительство железнодорожных «хайвеев» так и не началось. А несколько штатов официально отказались от участия в проекте. Поводом для разногласий послужили два ключевых пункта: размер предполагаемых капитальных вложений, а также их источник.

Соединение штатов Однако, в начале американцы с присущей им предприимчивостью взялись за осуществление проекта. Летом 2009 года Федеральная железнодорожная администрация (FRA)  опубликовала свой стратегический план развития высокоскоростных железных дорог (HSIPR). В том же году Конгресс США предусмотрел в антикризисном Законе об оздоровлении американской экономики и реинвестировании 8 млрд. долларов ассигнований на эти цели. В тоже время министр транспорта США Рэй Лахуд призвал соединить усилия федерального правительства, штатов, железнодорожных компаний и «других заинтересованных лиц».  Белый дом с помощью скоростных экспрессов рассчитывал стимулировать внутреннее производство, а также уменьшить зависимость страны от нефти.

В стратегическом плане Федеральной железнодорожной администрации речь шла  о создании 5 транспортных «мега−регионов»: Сиэтл –Портленд; Сан−Франциско – Лос−Анджелес; Шарлота – Ричмонд − Вашингтон – Округ Колумбия; Средний Запад и Северный транспортный коридор.   При этом FRA предложила трехуровневую структуру скоростных пассажирских перевозок:

− Ядро экспресс услуги – поезда, двигающиеся со средней скоростью 125−250 миль/час в самых густонаселенных регионах страны;

− Региональное обслуживание – поезда, двигающиеся со средней скоростью 90− 125 миль/час между средними и крупными городами;

−Развивающиеся услуги – поезда со скоростью до 90 миль/час, обеспечивающие будущее развитие региона.

В феврале 2011 года вице−президент Джо Байден предложил выделить в течении следующих шести лет 53 млрд. долларов из федерального бюджета на развитие пассажирского железнодорожного движения.

В 2009 году 34 штата направили свои заявки на получение федеральных грантов. А в 2010−м целый ряд штатов получили финансирование в размере 2,5 млрд. долларов. Но в конце года Министерство транспорта объявило об отзыве 1,2 млрд. долларов у штатов Висконсин, Огайо и Флорида и перенаправлении их  в другие штаты. Так Калифорния из перенаправленных средств получила более половины миллиарда долларов. Причина такого шага заключалась в позиции губернаторов. В частности губернатор Флориды Рик Скотт в начале 2011 года официально объявил, что отказывается от финансирования проекта   Florida High Speed Rail, аргументируя своё решение тем, что это будет «слишком дорого для налогоплательщиков» и что «риск намного превышает, преимущества».

В феврале 2011 года вице−президент Джо Байден предложил выделить в течении следующих шести лет 53 млрд. долларов из федерального бюджета на развитие пассажирского железнодорожного движения. На этот план вызвал шквал критики республиканцев в Палате представителей, считавших, что строительство скоростных железных дорог должно финансироваться за счёт частных инвестиций, а не оплачиваться из государственной казны. В итоге деньги не были заложены ни в финансовый год 2011, ни в бюджет 2012.

highspeed2

Самый дорогой проект в мире Дальше всех в осуществлении планов федерального правительства продвинулась Калифорния. Американские СМИ называют штат «лидером новых течений». Расходы на строительство первой очереди  скоростной линии Лос−Анжелес – Сан−Франциско в 2008 году оценивались в 9,5 млрд. долларов. Но впоследствии это цифра постоянно увеличивалась. Поэтому проект стал подвергаться критике. В прессе, часто цитируют мнение республиканца Джима Нильсена, который сказал следующее: «Никогда не стоит начинать проект, особенно такого масштаба, со столь большой степенью неуверенности, подтвержденной группой специалистов. По всей видимости, Калифорния не справится с поставленной задачей. И отчет экспертной группы должен быть гвоздем в гробу этого проекта».    В мае 2013 года противники проекта даже подали в суд с требованием отменить решение о выпуске штатом облигации на сумму 10 млрд. долларов на его финансирование.

Тем не менее, Калифорния остается штатом, в котором строительство скоростной магистрали наиболее вероятно.  Эту идею поддерживал и бывший губернатор штата Арнольд Шварцнегер и нынешний – Джерри Браун.  К тому же штат получил более 2 млрд. долларов бюджетного финансирования, говорится на официальном сайте FRA.

В октябре 2013−го к проекту подключилась Южная Корея. Администрация железных дорог Кореи заключило соглашение с консорциумом, созданным строительной компанией Tutor Perini. Документ предполагает, что корейская сторона будет предоставлять американскому партнеру консультации, касающиеся проекта железнодорожного пути, строительства и тестовой эксплуатации, в период до 2017 г.  Президент корейского ведомства Ким Гван Джэ также согласился совместно с консорциумом принять участие в торгах за контракт стоимостью 3 трлн. вон (2,79 млрд. долларов) на право строительства и управления вторым, третьим и четвертым участком железной дороги. Конкурс должен состояться в конце 2013 г. Но когда начнутся работы неизвестно.

В целом  можно констатировать, что на сегодняшний день правительство США так и не смогло построить даже небольшой участок скоростной железной дороги. А единственной магистралью, которую можно отнести к этой категории сейчас является линия Вашингтон - Бостон, проходящая через Балтимор, Филадельфию и Нью-Йорк, функционирующая с 2000 года. Вероятнее всего в ближайшем будущем Америка так и будет оставаться страной автомобилей и самолетов.

Смотрите фотогалерею Сквозь Альпы и моря. ТОП 5 железнодорожных проектов будущего