В конце сентября в Одессе на международной конференции начальник Одесского морского торгового порта (ОМТП) Юрий Васьков заявил, что предприятие намерено инициировать перед правительством Украины реализацию проекта строительства ветки наземного метро, которая соединит центр города с морским вокзалом. Главная цель – улучшить транспортное сообщение между центром и приморской частью, которое, по мнению руководства предприятия, не удобно для пассажиров, в особенности – для пожилых людей.
Глава пресс-службы Одесского морпорта Елена Гиряева подтвердила порталу Центра транспортных стратегий, что намерения порта по-прежнему в силе, хотя пока что не существует проекта, который позволял бы говорить на эту тему более предметно.
Инициатива портовиков совпала с сентябрьскими заявлениями вице-премьера, министра инфраструктуры Украины Бориса Колесникова о том, что Одесса и Львов нуждаются в строительстве наземного метро. "Львов нуждается в наземном метро в контексте подготовки к Олимпиаде, а Одесса – учитывая сложности в геологии местности", – заявлял чиновник.
Пожалуй, ни в одном в городе страны так долго не муссируется тема метро, несмотря на то, что только четыре города в Украине могут похвастаться собственным метрополитеном (всего на постсоветском пространстве метро имелось в 14 городах, ещё в двух ходили подземные трамваи – метротрамы).
Что касается перспектив одесского метро, то общепринятой с давних пор считается точка зрения о невозможности прокладки подземного транспорта в Южной Пальмире в связи с разветвлённой сетью катакомб, общая длина которых превышает 2,5 тыс. километров. Вместе с тем, многие специалисты считают, что это препятствие можно "обойти".
Например, ещё в 2003 году один из авторов проекта Генплана Одессы Эдуард Шаповал заявлял, что проект предусматривает строительство линий метро ниже уровня катакомб, что позволяют сегодняшние технические возможности (правда, теперь, в кризисные времена понятно, что в таком случае метро станет поистине «золотым», так как и без того значительная стоимость строительства увеличится в разы).
С другой стороны – опять же, вариант наземного или лёгкого метро или скоростного трамвая, причём, там, где необходимо, полотно может быть поднято на эстакаду. Так, в 2009 году главный инженер предприятия "Электротранс-Одесса" Салим Берхштейн предложил проект подземно-воздушной линии протяжённостью в 22 километра, которая соединила бы Посёлок Котовского (северный спальный район) с центром (пл. Куликово Поле). В необходимых участках линия была бы поднята над транспортным потоком на эстакадах высотой в 7 метров.
В городе предполагается проложить 37 километров линий "вне уличного транспорта" – "лёгкого метро" или скоростного трамвая.
Более-менее реальная идея одесского метро возникла в 1974 году, когда в городе родился миллионный житель. По советским нормативам, статус "миллионника" позволял городу претендовать на строительство метрополитена. Как вспоминал в своё время главный архитектор Одессы 80-х Василий Мироненко, в начале 1985 года Южная Пальмира попала в список 11 городов, в которых планировалось строительство метро. "Когда уже все разрешения были готовы, все подписи собраны, осталась подпись Константина Черненко, в то время генерального секретаря ЦК КПСС. Но Черненко тогда практически умирал, находясь в больнице. Список всё-таки до него дошёл – и генеральный секретарь собственноручно вычеркнул из него Одессу и Донецк, включив Ростов, Челябинск и Красноярск".
Мироненко добавляет, что в 90-е годы, когда он был главным архитектором Одесской области, возникла ещё одна реальная возможность. Одесситы договорились с одной японской фирмой об инвестировании двух проектов – по строительству нового аэропорта и метрополитена. Но в 1995 году в Кобе случилось мощное землетрясение – и правительство Японии запретило любое инвестирование за рубеж, т.к. все средства направлялись на ликвидацию последствий бедствия.
Новую станицу в перспективное планирование метро в Одессе привнёс Генеральный план развития города, проект которого разрабатывался в течение практически всех 2000-х годов. Авторская группа института "Гипроград" заявила об одесском метро в 2007 году. Архитектор Дмитрий Жуков рассказал о двух будущих "ветках": от Посёлка Котовского к центру, до железнодорожного вокзала, а также от планируемого нового вокзала (ул. Столбовая в промзоне) до прибрежной части. Протяжённость обеих линий должна составить 38 километров. Синхронно планировалось развитие магистральных улиц, расширение и реконструкция дорог, увеличение количества транспортных узлов для стыковок различных видов транспорта со станциями метро.
К тому моменту уже было издано распоряжение Кабмина о выделении в 2006-10 годах из государственного и местного бюджетов 9,5 млрд грн для строительства метро в Киеве, Харькове и Днепропетровске, реконструкции аварийного метрополитена в Донецке и проектирование "подземки" в Запорожье, Львове и Одессе. Впрочем, грянувший вскоре экономический кризис заставил умолкнуть разговоры о перспективах украинского метро в центральных органах власти, а главам местного самоуправления пришлось изменить риторику. Так, в 2009 году тогдашний городской голова Одессы Эдуард Гурвиц заявил, что метро в Одессе – "дело далёкого будущего", пока же стоит думать о скоростном трамвае.
И всё же – метро в Одессе планируется. В текущем году мэрия Одессы утвердила приоритетные направления развития города в Концепции "Одесса-2022", которую подписал городской голова Алексей Костусев. Согласно документу, в городе предполагается проложить 37 километров линий "вне уличного транспорта" – "лёгкого метро" или скоростного трамвая, а также создать 55 транспортных развязок.
Это чётко укладывается в Генплан, в котором данные линии уже проложены. Одна из них соединяет Посёлок Котовского с Посёлком Таирова (южный спальный район), проходя через центр города. Вторая – от Большого Фонтана (курортная зона) через центр (место пересадки) в промзону, к планируемому новому железнодорожному вокзалу.
Перспектива метро в Одессе связана с намерениями хоть как-то разгрузить город (преимущественно, центральную часть) от автомобильных пробок. Проблема существует не первый десяток лет, а в 2000-е годы она приобрела "особый размах". Надежды одесситов совсем недавно подкрепил, как уже было сказано, вице-премьер Борис Колесников. И намерения руководства морского порта выступить инициатором внедрения нового вида транспорта приходятся как нельзя более кстати.