"Не поддержать портовую реформу может только человек, у которого с головой не в порядке", - столь эмоционально начал свое выступление глава правления Ильичевского масложирового комбината Анатолий Горожанкин во время презентации инвестиционной привлекательности морских портов Украины, которая проходила в Министерстве инфраструктуры 16 августа. "Реформа не то, что назрела - она давно перезрела, ее слишком заждались", - резюмировал он. После того, как в июле вступил в силу "Закон о морских портах", страна вплотную подошла к возможности ее реализации. Впрочем, для инвесторов до сих пор оставался непонятым до конца вопрос, какой из прописанных в документе форм сотрудничества государство отдаст предпочтение. На заседании 16 августа крупный бизнес получил четкий ответ - это концессия.

Большая презентация Впервые руководители всех восемнадцати морских торговых портов страны имели возможность непосредственно во время одного заседания общаться с руководителями крупнейших финансово-промышленных групп, представителями банковского сектора, ведущих аудиторских и консалтинговых компаний. Так к предложениям портов проявили интерес  "Донецксталь", Ferrexpo Константина Жеваго, Smart Holding Вадима Новинского, Group DF Дмитрия Фирташа, Индустриальный Союз Донбасса, Cargill AT&Enterprise, Arcelor Mittal, а также ряд крупных стивидорных компаний.

Во время заседания рабочей группы каждый из портов представил свои ключевые преимущества. В частности, в Ильичевском порту на концессионных условиях может быть реализовано строительство контейнерного терминала-склада рефрижераторных грузов. По словам начальника ИМТП Александра Григорашенко пропускная способность второго проекта, который связан с перевалкой зерна и растительного масла, составляет 14-15 млн тонн.

На концессионные проекты по развитию круизного бизнеса делают ставки в Ялтинском и Севастопольском порту. Руководство Бердянского МТП решило отдать в концессию весь порт, а в "Южном" собираются привлечь бизнес под проект развития терминалов насыпных, химических грузов, а также растительного масла. Впрочем, как оказалось, есть что предложить инвесторам у каждого порта.

Формат партнерства За сотрудничество с Украиной как ключевым игроком в Черном море Royal Caribbean высказалась еще год назад. И концессия тогда виделась нам главной формой отношений с государством, но на тот момент не было необходимой нормативной базы. "С принятием закона "О морских портах" эта база появилась. И представители портовой отрасли, и компания Royal Caribbean считают, что концессия является на сегодня наилучшей формой старта реформ в портовой сфере. Именно концессия, а не приватизация", - рассказывает Николай Мельников, представитель одного из крупнейших в мире круизных операторов Royal Caribbean.

Заместитель министра инфраструктуры Дмитрий Демидович сообщает, что оптимальным механизмом для развития портов и привлечения частных инвестиций в ходе обсуждения с потенциальными инвесторами была признана именно концессия, поскольку в случае реализации концессионных проектов порты остаются в государственной собственности, а инвесторы получают гарантии защиты вложенных средств.

Развитие портовой инфраструктуры должно сопровождаться улучшением ситуации по всей логистической цепочке формирования грузопотока

"Этот механизм передачи в частное управление государственных портов является наилучшим методом привлечения инвестиций, который отлично зарекомендовал себя в крупнейших морских державах и странах-соседях Украины по Черноморскому региону. Министерство сейчас создает условия для привлечения частного бизнеса к работе портов. Мы действительно хотим этого. Модель концессии считаем наиболее перспективной и, уверен, найдем взаимопонимание в этом вопросе со всеми заинтересованными ведомствами", - уверяет чиновник.

"Концессия - это основной путь стратегии развития нашего портового хозяйства. При этом государство не теряет своего права собственности на все основные фонды и не несет затрат на обслуживание объектов хозяйственной инфраструктуры в портах. Частный инвестор вкладывает свои средства как концессионер и получает стабильность в работе на длительный период - до 50 лет, совершенствует, модернизирует основные фонды грузовых и пассажирских терминалов, износ которых сейчас составляет 70%, а в некоторых портах доходит и до 90%", - объясняет директор Департамента государственной политики морского и речного транспорта Министерства инфраструктуры Владимир Севрюков.

В министерстве называют следующие преимущества такой формы государственно-частного партнерства: концессия сохраняет объекты портовой инфраструктуры в государственной собственности; государство не несет затрат на инвестиции и обслуживание объектов хозяйственной инфраструктуры в портах; частный инвестор обеспечивает более высокую эффективность операционного управления объектом концессии, неся риски по обеспечению грузопотоков. При этом, государство получает регулярные концессионные поступления на зафиксированном в концессионном договоре уровне. По предварительным подсчетам, концессионная модель развития портовой отрасли обеспечит ежегодные поступления в бюджет в размере более 1 млрд. гривен при гарантированных поступлениях концессионной платы 600 млн. грн. только от морского бизнеса;

Поживем - увидим Бизнес и аудиторы в целом позитивно воспринимают предложения по формату концессии. Так старший менеджер отдела налогово-юридических услуг компании Ernst and Young Игорь Чуфаров рассказывает, что Министерство инфраструктуры должно всецело содействовать реализации концессионных проектов в портах, но главный вопрос в таких проектах - это срок действия договора концессии. "Мировая практика - более 25 лет, до 50. За это время инвестор получает полную возможность развивать порт как инфраструктурный проект с привлечением финансирования крупнейших банков. Формат концессии - единственная возможность привлечь необходимые для модернизации частные средства. Иных источников у государства сейчас просто нет", - отмечает эксперт.

Свое мнение относительно инициативы Мининфраструктуры высказали и банкиры. Схема концессии, как заявил председатель Комитета по вопросам регуляторной политики и надзора Независимой ассоциации банков Украины Артур Загородников, поможет портам получить необходимые средства, а стивидорам - обеспечить сохранность вложенных инвестиций. "Представители банковской среды рады, что реформа, наконец, стартовала, и готовы включиться в работу на известном рынке в новых условиях. Государственно-частное партнерство позволит развить инфраструктуру и повысить экономическую привлекательность украинских портов, - отметил Артур Загородников. - С точки зрения банков, необходимо незамедлительно решать вопрос направления реформирования 18 комплексов портового хозяйства.

Тем временем, к инструменту концессии внимательно присматриваются собственники грузопотоков. Коммерческий директор Полтавского ГОКа (контролируется Константином Жеваго) Дмитрий Спатарь рассказал "Украинским новостям", что его компания начала инвестировать в портовую отрасль еще несколько лет назад и имеет частично собственный терминал в порту Южном. "Определенный интерес инвестировать в отрасль есть и сейчас, возможно, поработаем еще по одному проекту", - обнадежил портовиков Спатарь. Однако он воздержался от преждевременных оценок. "Должно быть движение вперед, нужны изменения. Оценивать реформы можно будет тогда, когда получим первые результаты. А реформа только-только начинается", - считает директор.

К тому же бизнес призывает Мининфраструктуры рассматривать предложения по концессии в портах, не забывая об "узких местах" в инфраструктуре и за границами гаваней, которые, тем не менее, существенно влияют на стоимость логистики. Развитие портовой инфраструктуры должно сопровождаться улучшением ситуации по всей логистической цепочке формирования грузопотока, а это напрямую затрагивает реформу "Укрзализныци" и расширение подъездных путей к портам.

Больше по теме читайте в специальном разделе ЦТС