Во время отъезда поезда из Праги милый женский голос информирует пассажиров о предстоящем времени путешествия, а также о станциях, на которых поезд будет останавливаться. Большинство вагонов первого утреннего поезда до Остравы пустуют. Еще меньше пассажиров едет в нем после остановки поезда на вокзале в Оломуце. Во второй половине дня пассажиров больше; может быть, уладив свои дела спешат вернуться в столицу.

Супербыстрый, наполненный удобствами и очень тихий - таким должен был быть поезд  SC Pendolino, который в 2005 году впервые выехал на чешские железнодорожные линии. Он должен был соединить Прагу с главными городами всей Европы и преодолевать расстояние между ними в рекордное время.

Однако за неполные 7 лет эксплуатации чешские Pendolino связывают только Прагу с Остравой. Ежедневно между этими городами семь составов совершают 20 рейсов. Расстояние в 356 километров они проезжают за 3 часа и 6 минут. Кроме этого несколько поездов курсирует на запад страны до Франтишковых Лазен. Идея České dráhy о соединении Праги с остальными крупными городами Европы провалилась.

Другие экспрессы проезжают расстояние Прага-Острава за время всего на 25 минут дольшее, но цена билета намного дешевле. Pendolino - это единственный поезд в Чехии, где необходимо обязательное бронирование мест, а за плацкартное место нужно заплатить 200 крон, что равняется почти 8 евро.

После того как Pendolino увязли прошлой зимой в снегах между Остравой и Оломуцем, они стали темой популярной песни известного чешского барда Яромира Ногавица.

С недавнего времени по этой же трассе курсируют поезда частной компании Regio Jet, которая не только предлагает большое количество соединений, но и конкурирует с CzD по уровню обслуживания и стоимости билетов. Под конец 2012 года на чешскую железную дорогу выйдет еще и фирма LeoExpress.

"Если говорить о поездах Pendolino, то нужно учитывать тот факт, что очень негативно повлияла на них история развития проекта в Чехии. Сначала было заказано 10 поездов у консорциума, в котором участвовала фирма CzKD. Однако во время реализации проекта, который уже в то время оценивался на 1 млрд крон (на сегодняшний день 40 миллионов евро), фирма обанкротилась и ровным счетом ничего не произвела", - рассказывает пресс-секретарь чешских железных дорог Петр Штяхлавски.

"В конечном счете компания FIAT (а позднее - Alstom) за оставшиеся деньги поставила только 7 составов. Более того, в контексте уже упоминавшегося краха первого проекта инвестиции были заморожены на 5 лет. Все это имело безусловное влияние на сегодняшнее направление поездов, прежде всего, на трассе Прага-Острава. Ведь ранее планировалось запустить линии поездов на трассе Берлин - Прага – Вена", - объяснил Штяхлавски.

České dráhy, учитывая конкуренцию, не хочет оглашать финансовые показатели маршрутов, обслуживающих SC Pendolino. В Чехии неофициально считается, что они все еще приносят убытки, а совсем недавно медиа сообщили, что поездами  Regio Jet путешествует большее количество пассажиров. Даже чешский президент Вацлав Клаус уехал в Остраву в декабре прошлого года частным поездом. По этому поводу он прокомментировал, что большинство товаров он обычно приобретает у частных производителей. "Если частный перевозчик потеснит государственного, это будет только лучше для всех пассажиров", - отметил чешский лидер.

Чешский президент Вацлав Клаус уехал в Остраву в декабре прошлого года частным поездом.

В České dráhy тем временем подчеркивают, что пассажиры в Чехии очень полюбили SC Pendolino. "В некоторые дни месяца все места проданы. Около 350 км между Прагой и Остравой занимают неполные 3 часа при средней скорости - 120 км/час. Услугами поезда пользуются служащие, послы, несколько раз воспользовался поездом и сам президент", - упоминает Штяхлавски. Чешские Pendolino он характеризует как  "символ быстрого и современного передвижения".

Пассажиры, среди которых много предпринимателей, жалуются на то, что во время проезда в поезде они не могут пользоваться ноутбуками, поскольку возле сидений отсутствуют штепсельные розетки. Кроме того, во время движения поезда исчезает сигнал мобильного телефона. Хотя железнодорожное сообщение славится своей пунктуальностью, о Pendolino, который зимой увяз в снегах между Остравой и Оломуцем, пел известный чешский бард Яромир Ногавица.

"В настоящее время мы внедряем в составах дополнительные услуги. Например, в вагонах 2 класса  начали монтировать штепсельные розетки 230V для пользователей мелких электроприборов, таких как ноутбуки или мобильные телефоны. В поездах 1 класса это было сделано в самом начале", - заявил Штяхлавски. В скором времени в Pendolino будет и общедоступный беспроводный интернет".

Он объясняет, что исчезновение телефонного сигнала касается всех современных поездов, а в Чехии на сигнал дополнительно влияет география: страна находится в горах, железнодорожные линии проложены глубокими долинами, на трассах много тоннелей. Ландшафт местности также создает  ограничения для современных составов. Простирающиеся через всю страну кряжи гор не позволяют поездам развивать скорость более чем 160 км/час, а на некоторых участках скорость не может превышать 80 - 100 км/час.

Польская железная дорога планирует закупить 20 поездов Pendolino в ближайшем будущем. Однако они, в отличие от чешских, будут лишены так называемого "маятника" - технологии, от которой и получили свое название. Маятник в сравнении с обычными составами позволяет преодолевать повороты со скоростью больше на 20-30 км/час.

Перевод Игоря Гошовского, по материалам РАР