Пожалуй, каждый житель столицы может похвастаться не самым приятным опытом путешествий через центральный вокзал. Сначала необходимо добраться до него либо через всегда переполненную станцию метро "Вокзальная", либо через многочисленные пробки на дорогах. Припарковаться на площади тоже непросто, а потому поездка по железной дороге для столичного жителя вызывает определенный дискомфорт.

В городе, где только по официальным данным проживает более 2,8 млн человек (а на самом деле в два раза больше), действует лишь один вокзал для поездов дальнего следования. В результате станция "Киев-Пассажирский" ежедневно пропускает около 170 тыс. человек, а в пиковые периоды - порядка 300 тыс. Если взглянуть на опыт ближайших соседей, то можно увидеть, что в Варшаве с населением 1,7 млн человек действуют три железнодорожных узла, каждый из которых обслуживает в среднем 567 тыс. человек. Аналогично распределяются потоки в Будепеште и Берлине.

Дарницкий эксперимент Во времена министра транспорта Георгия Кирпы обсуждалась возможность обслуживания пассажиров дальних рейсов на станциях "Киев-Пассажирский" и "Дарница". Такой подход напоминал модель, действующую в столице Польши. В частности, если поезд прибывает с восточного направления, то он останавливается в пунктах "Варшава восточная" и "Варшава центральная", а конечным пунктом назначения является вокзал "Варшава западная". Если же состав приходит с запада, то наоборот.

Однако реализовывать давнюю идею "Укрзализныця" начала только в 2012 году. Так, с 6 февраля поезда Одесса-Киев и Донецк-Киев теперь делают двухминутную остановку на станции "Дарница". С 13 марта по такому же принципу будет работать поезд Киев-Одесса, а с 19 марта - Киев-Донецк. "Отныне жителям левого берега Киева не нужно будет ехать через весь город до центрального вокзала. Жители Харьковского массива смогут добраться до Дарницкого железнодорожного вокзала от Харьковской площади (до 5 км) за 20-25 минут на общественном транспорте. Для жителей Дарницкого района расстояние до Дарницкого вокзала не превысит 5 км из разных частей района и по времени составит 20-30 минут на общественном транспорте. Проезд пассажиров к железнодорожному вокзалу с центральной и северной частей киевского левобережья также не вызовет затруднений. Таким образом, жители левобережья, которые будут ездить через железнодорожную станцию "Дарница", смогут экономить 1,5-2 часа своего времени", - отметили в пресс-службе "Укрзализныци".

Впрочем, для дополнительной остановки в Дарнице всего для двух пар поездов явно недостаточно для разгрузки центрального вокзала, когда там ежедневно проходит более 30 пар круглогодичных поездов, а во время проведения Евро-2012 пассажиропотоки будут просто зашкаливать. Однако железнодорожная администрация пока не готова говорить о дальнейших планах. "Остановки на Дарницком вокзале выполняются в режиме эксперимента, от успешности которого будут зависеть наши действия в будущем", - говорят в пресс-службе Госадминистрации. В Юго-Западной железной дороге от комментариев воздерживаются.

Логично предположить, что эксперимент проводится с определенной целью, которой, по всей видимости, является перераспределение пассажирских потоков между несколькими точками в Киеве. Через ту же станцию "Дарница" проходит приблизительно 34% всех поездов дальнего следования. Если железнодорожники введут остановку для всех составов, прибывающих с восточного направления, то это уже значительно облегчит работу центрального вокзала. Судите сами: "Дарница" могла бы обслуживать 1,015 млн киевлян, проживающих на левом берегу Днепра, или 36% населения города.

Новые маршруты Но для более эффективной работы станции и реализации варшавской модели в полном объеме, которая позволит останавливать на "Дарнице" более 80% пассажирских поездов,  потребуется строительство депо для обслуживания пассажирских поездов и завершение работ по сооружению нового вокзального комплекса, который пока что безуспешно предлагается инвесторам. Однако остановка поездов дальнего следования в Дарнице обеспечит пассажиропоток, а потому может сделать объект более привлекательным для частного капитала.

Однако для разгрузки центрального вокзала в столице одной дополнительной остановки на левом берегу будет явно недостаточно. Потребуется распределить потоки еще между несколькими пунктами. "Потенциально такими станциями, помимо Дарницы, могут стать "Киев-Московский" и "Святошин", - считает координатор транспортного направления Координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Александр Кава.

Такой ход был бы логичным, поскольку через станцию "Киев-Московский" проходит около 46% поездов дальнего следования. Этот пункт мог бы охватить такие районы, как Печерский и Голосеевский, и обслуживать 373 тыс. киевлян либо порядка 14% населения столицы.

Мимо станции "Святошин", в свою очередь, проезжают 19% поездов дальнего следования, которыми могли бы воспользоваться, как минимум, 11% проживающих в данном районе киевлян. Однако здесь, в отличие от "Дарницы" и "Киева-Московского" нет здания, выполняющего роль вокзального комплекса, а существуют лишь платформы. Но неоспоримым преимуществом этого пункта является наличие городского транспорта в виде станции метро, а также автобусов, троллейбусов и многочисленных маршрутных такси.

Другие потенциальные остановки поездов дальнего следования не могут похвастаться такими развязками. И для этого уже потребуется вмешательство столичных властей, которые могли бы, к примеру, продлить маршруты троллейбуса №46 и трамвая №28 по улице Пражской до северного терминала Дарницкого вокзала. А жители массивов Осокорки, Позняки и Харьковский могли бы прибывать к южному терминалу станции при организации соответствующего сообщения в виде автобусов и восстановлении трамвайного кольца возле железнодорожной станции и увеличении интенсивности движения трамвая №8.

Для "Киева-Московского" также необходим общественный транспорт, который можно было бы организовать, запустив автобусные маршруты к уже существующей станции. Кроме того, существует вариант продления пути троллейбусов №№11 и 42 от Московской площади к железнодорожному остановочному пункту.

Пока неизвестно, насколько готовы руководители отрасли к подобным преобразованиям, однако растущая нагрузка на центральный пассажирский вокзал попросту не оставит им выбора в будущем.