Объем контейнерных перевозок в портах Балтийского бассейна России сократился на 31,1% до 313,7 тыс. TEU за два месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Хуже всего обстоят дела в порту Калининград, который снизил перевалку контейнеров на 53,2%; порт Санкт-Петербург - на 28,8%. Об этом сообщает mortrans.info со ссылкой на данные Ассоциации морских торговых портов РФ.

Резкое снижение показателей относится в равной степени как к экспортным перевозкам, которые упали на 32,8%, так и к импортным - сокращение на 29,3%. По прогнозам экспертов, отрицательная динамика объемов контейнерных перевозок будет продолжаться и к концу 2015 года может превысить 40%.

Безрадостные перспективы грузоперевозок на Балтике связаны с целым рядом причин, считают участники рынка. Помимо экономических и политических факторов, лежащих на поверхности, таких как падение курса рубля, снижение покупательной способности населения, западные санкции и российское эмбарго, не последнюю роль в сложившейся ситуации сыграли новые экологические нормативы Международной морской организации (IMO), вступившие в силу с 1 января 2015 года.

Новый регламент для региона Балтийского моря, в соответствии с нормами MARPOL (Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов), предусматривает десятикратное снижение содержания серы в бункерном топливе. Прежняя норма, действовавшая до 1 января 2015 года, допускала концентрацию этого вещества до 1%. Но поскольку Балтика входит в зону контроля за выбросами соединений серы (SECA - SOx Emission Control Areas), в соответствии с новыми нормативами, установленными IMO, предельная концентрация серы в топливе теперь не должна превышать 0,1%.

На практике это означает, что судовладельцам придется либо перевести суда с мазута на дизельное топливо или на новые сорта топлива с низким содержанием серы, либо установить скрубберы - устройства для очистки выхлопных газов. Все это - весьма дорогостоящие мероприятия. По оценкам Северо-Западного пароходства РФ, топливная составляющая стоимости перевозки груза - от 30 до 60%. Таким образом, цена фрахта  может возрасти на 25-40%, что приведет к резкому снижению рентабельности морских перевозок.

Согласно прогнозам экспертов порта Гамбург и немецкого Института экономики и логистики, в ближайшие несколько лет следует ожидать снижения объемов морских перевозок на 10%, что напрямую связано с ограничениями по содержанию серы в бункерном топливе. Это, в свою очередь, может стать причиной перераспределения европейских грузопотоков в пользу куда более "грязных" видов транспорта: автомобильного и железнодорожного.