Председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов сообщил, что либерализация локомотивной тяги приведет к тому, что РЖД лишится наиболее доходных маршрутов перевозок, а с ними - источника для компенсации убытков от перевозки низкодоходных грузов. Об этом он рассказал в интервью Прайму, передает Коммерсантъ.

По словам Андросова, в результате либерализации у операторов из 10 тыс. магистральных локомотивов, непосредственно задействованных в грузовом и пассажирском движении, "окажется 1 тыс. новеньких локомотивов, снимающих прибыль на наиболее доходных маршрутах", а у РЖД - 9 тыс., на которых компания будет возить невыгодные плацкартные перевозки и грузы первого тарифного класса.

"Тем самым эффект снижения доходности РЖД будет только усугубляться. То есть частные компании не заберут убыточную деятельность - они соберут сливки. Тем самым проблему реновации локомотивов мы не решим, а повесим ее на РЖД, забрав у монополии источники прибыли", - отметил Андросов. При этом она заметил, что это не проблема либерализации или нелиберализации локомотивной тяги, а проблема регулирования отрасли.

Частные железнодорожные операторы давно настаивают на либерализации рынка локомотивной тяги, однако РЖД пока успешно блокирует такие попытки. Однако на прошлой неделе президент РФ Владимир Путин неожиданно высказался за либерализацию, призвав подумать о том, чтобы привлечь в отрасль "частные деньги - с соответствующим регулированием, конечно".

Президент РЖД Владимир Якунин заявил, что компания, готова обсуждать этот вопрос, но он не встречал "ни одного частного инвестора, который говорил бы о том, что он хочет инвестировать в развитие частной локомотивной тяги, которая будет работать на тех же основах, на которых работают РЖД, то есть на основах публичного перевозчика".

Напомним, в интервью Прайму Андросов также заявил, что сейчас РЖД находится на распутье: государство должно решить, станет ли РЖД чисто инфраструктурной компанией или транспортно-логистической. РЖД склоняется ко второму варианту, уже подготовлен обновленный вариант стратегии развития компании до 2030 года.