Россия в ноябре ужесточила ряд правил транзита грузов и международных перевозок. В ответ на белорусской стороне границы впервые появился передвижной таможенный пост. Об этом пишет Deutsche Welle.

Первой контрольной точкой для автоперевозчиков на российской стороне пункта Редьки-Красное (дорога М1 Брест-Москва) является пост весогабаритного контроля Ространснадзора. Как правило, здесь всегда скапливалось от 30 до 40 фур в ожидании очереди на проверку документов. Но 1 декабря на посту можно было увидеть не более 3-4 машин одновременно, а в некоторые часы он и вовсе был пуст. В полдень за один час по трассе проехало менее 60 грузовиков. Полгода назад за минуту проезжало два десятка фур.

Трафик резко упал с середины августа после того, как в ответ на западные санкции Россия ввела продуктовое эмбарго. Европейские перевозчики, специализировавшиеся на продуктах питания, вынуждены были уйти с российского рынка. Товарооборот должен был резко снизиться, но этого не произошло, так как поток продовольствия из ЕС пошел через Беларусь. Дело в том, что грузы, идущие в Россию через Беларусь по правилам Таможенного союза можно растаможить в любой из этих стран. Пройдя таможенную очистку на белорусской стороне, товар далее следовал, как внутрисоюзный.

Схема работы через Беларусь была опробована еще год назад, когда Россия решила в одностороннем порядке выйти из системы международных дорожных перевозок МДП/TIR, дающей право перевозить грузы через границы в опломбированных таможней кузовах с упрощением таможенных процедур.

Самым удобным логистическим вариантом оказалось использование Беларуси как перевалочной базы: товары из ЕС по процедуре TIR доставляются на белорусский терминал, а позже отдельно перевозятся в Россию. Эта схема легальна и пока что устраивает всех, рассказал руководитель департамента международных перевозок логистической компании "ЛогЛаб" Игорь Молчаренко. Однако что будет дальше неизвестно.

Россия решила взимать с иностранных перевозчиков дополнительное финансовое обеспечение. Уже с 30 ноября корнеты МДП/TIR должна была заменить процедура с использованием поручительств страховых компаний при российской таможне. Но в правительстве перенесли дату нововведения на 28 февраля 2015 года.

Окончательно трасса Брест-Москва застыла с 24 ноября, когда Россия ввела новую схему контроля за ввозом растительной продукции - все без исключения грузовики проверяются на границе сотрудниками Россельхознадзора. С 26 ноября инспекторы не допускают в Россию белорусские мясные продукты, поэтому белорусские перевозчики приостановили работу.

В ответ на белорусской стороне был выставлен передвижной таможенный пост - трое сотрудников таможенной службы используют легковую машину как импровизированный штаб, и останавливают все фуры на въезде в Беларусь.