Порт Роттердам теряет почти миллион TEU в год из-за того, что порты Германии и Фландрии получают от государства субсидии. Об этом сообщает SeaNews со ссылкой на Администрацию порта Роттердам.

К такому выводу пришли авторы исследования, выполненного по заказу Министерства инфраструктуры и окружающей среды Нидерландов. "Администрация порта Роттердам финансирует инвестиции в портовую инфраструктуру самостоятельно, в то время как во Фландрии и Германии правительства дают средства или предоставляют компенсации, если управляющие портами организации работают в убыток. Это приводит к искажению рынка, в результате терминалы в Роттердаме теряют грузы, которые уходят к их конкурентам в Гамбурге и Антверпене", - заявил свою позицию новый глава Администрации порта Роттердам Аллард Кастелейн.

Согласно исследованию, если бы порты сопредельных стран не получали государственные субсидии, контейнерооборот порта Роттердам был бы примерно на 7% выше. А если учитывать также расходы на дноуглубительные работы на Эльбе, Шельде и Маасе - то на 10% выше. Разница применительно к другим видам грузов выражена не столь резко, если вообще выражена. 7% или 10% контейнерооборота - неожиданно большая цифра, учитывая, что портовые расходы в Европе (лоцманская проводка, швартовка, услуги буксиров, терминальная обработка, портовые сборы) составляют лишь 4% от всех расходов, связанных с транспортировкой контейнера из Азии до места назначения в Европе, отмечают в Администрации порта Роттердам.

Все дело в жесткой конкуренции на контейнерном рынке - на принятие решения может повлиять разница в пару евро на контейнер. Если не брать в расчет расходы на дноуглубление Эльбы, Мааса и Шельды, порты Фландрии получают от правительства ежегодно по 0,54 евро на тонну груза, немецкие порты - по 0,81 цента на тонну, голландские порты - ничего.

Еще один вывод исследования - неразумно требовать, чтобы голландские порты платили корпоративный налог в одностороннем порядке. Это увеличит налоговое бремя порта примерно на 50 млн евро в год.

Еврокомиссия обязала правительство Нидерландов ввести с 1 января 2016 года корпоративный налог для портовых властей. В то же время, другие страны смогли решить вопрос таким образом, что их портовым властям корпоративный налог или вовсе не придется платить, или придется платить не в полном объеме.

Есть и другие требования, снижающие конкурентоспособность порта Роттердам. Так, в сопредельных странах действуют более либеральные правила досмотра грузов - например, в Гавре таможня прекратила сканировать контейнеры. Во Фландрии оплачивать приходится только часть расходов на досмотр, в Голландии все оплачивается полностью. В немецких портах благодаря госсубсидиям более привлекательные ж/д перевозки. При этом согласно рейтингу Всемирного экономического форума портовая инфраструктура в Нидерландах - лучшая в мире. Однако из-за того, что субсидии получают не столь развитые порты, оптимизации не происходит, что негативно сказывается на бизнесе и потребителях.

Администрация порта Роттердам намерена выйти на Еврокомиссию и Европарламент с предложением установить одинаковые правила игры и просит правительство сделать то же самое по своим каналам.