Российские операторы железнодорожных грузовых вагонов опасаются возникновения дефицита вагонного литья и резкого роста цен на запчасти из-за остановки поставок украинских производителей ПАО "Кременчугский сталелитейный завод" и ЧАО "АзовЭлектроСталь". Об этом говорится в пресс-релизе некоммерческого партнерства "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ), объединяющего крупнейших игроков российского рынка железнодорожных перевозок, передают Морские вести.

"В 2014 году приостановлено действие сертификата соответствия у украинских производителей ПАО "Кременчугский сталелитейный завод" и ЧАО "АзовЭлектроСталь", которыми в текущем году произведено примерно 15% от общего числа выпущенных литых деталей, - говорится в сообщении СОЖТ. - В 2011-2013 годах доля производства этих предприятий в производстве боковых рам и надрессорных балок, изготовленных на пространстве СНГ, достигала 45%".

В результате, считает партнерство операторов, текущий объем произведенной продукции не гарантирует замены литых деталей вагонов на сети российских железных дорог в необходимом количестве.

В пресс-службе СОЖТ пояснили, что сертификаты этих двух украинских заводов были приостановлены в связи с вступлением в действие нового техрегламента Таможенного союза по продлению срока службы грузовых вагонов и их запасных частей. Согласно документу, детали грузовых вагонов, выпущенные после 2 августа 2014 года, подлежат обязательной сертификации. По старым правилам срок службы вагонов продлевался после очередного капремонта, специальной процедуры сертификации и продления сроков службы деталей при этом не требовалось.

"Возникновение дефицита крупного вагонного литья может привести к спекулятивному росту цен на дефицитный товар, что, в свою очередь, может привести к росту производства контрафактных литых деталей", - предупреждают операторы, напоминая, что подобная ситуация наблюдалась в 2010-2012 годах, когда рост стоимости крупного вагонного литья достигал 500%, а на путях общего пользования стали обнаруживать вагоны с непригодными для эксплуатации литыми деталями.

По мнению членов СОЖТ, кризис нехватки литья в связи с отказом от продления срока службы литых деталей в подобной ситуации неизбежен, а отсутствие прогнозов производства литых деталей на 2015 и последующие годы уже сейчас может подстегнуть некоторых игроков "к спекулятивному повышению цен". В результате в ближайшие пять лет операторы должны будут ежегодно направлять на утилизацию порядка 200-300 тысяч литых деталей, а предполагаемые дополнительные затраты собственников и владельцев грузовых вагонов могут составить "десятки миллиардов рублей", - говорится в сообщении СОЖТ.