В руководстве страны-агрессора выдвинули идею создания "консолидированного парка для решения государственных задач, что будет означать перевод вагонов частных операторов в управление "Российских железных дорог". Пока это еще не называют национализацией, но в адрес частников уже прозвучала жесткая критика, а сами операторы недовольны грядущими перспективами.

Как пишет ЦТС со ссылкой на Коммерсантъ, ранее спикер Совета федерации рф Валентина Матвиенко выступила с риторикой против частных операторов вагонов. "Они заработали достаточно, получив почти бесплатно от государства вагоны. Хватит, сейчас пусть включаются. Вот те, кто проявит ответственность, - остаются в рынке, а те, кто нет,- спасибо, до свидания… Так не работают в условиях мобилизационной экономики… Железная дорога всегда в мобилизационный период должна жестко выполнять государевы задачи, в том числе и те, кто втерлись в железную дорогу, - заявила она.

"Пусть они (операторы) получают определенную прибыль, никто не ведет речь об изъятии или национализации сейчас. Но их надо поставить тоже на место, - добавила Матвиенко.

После этого аппарат правительства рф обратился в Минтранс страны-агрессора, ОАО "РЖД" и Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) с просьбой до 10 апреля "проработать и предоставить согласованную позицию по вопросам формирования консолидированного парка вагонов для обеспечения социально значимых перевозок и выполнения государственных задач, а также развития инструментов эвакуации невостребованных порожних вагонов, мешающих передвижению грузов.

Частные вагонные операторы рф недовольны такими инициативами, заявляя, что вагоны им достались не бесплатно. "82% - это вагоны, произведенные с 2004 по 2022 год, "то есть они не "бесплатно приватизированы из имущества МПС, они были произведены и куплены у заводов-производителей уже после того, как было ликвидировано МПС и появилось ОАО "РЖД", - говорится в одном из комментариев.

Отмечается, что идея передачи частного парка в управление ОАО "РЖД" неоднократно тестировалась самой монополией и оборачивалась крупными убытками. По словам одного из экспертов, проблемы с эффективностью железнодорожных перевозок в первую очередь обусловлены действиями РЖД в последние шесть лет - просроченные ремонты выросли с 16% до 28%, что эквивалентно двухпроцентному падению погрузки, работы на Восточном полигоне сорваны, из отрасли уходят кадры.

В СОЖТ заявили, что попытки централизованно управлять пулом частных вагонов неоднократно делались РЖД в 2011-2014 годах, "но все они приводили к негативным последствиям для грузовладельцев".

В целом же российские эксперты констатируют, что движение на сети РЖД оставляет желать лучшего. "Объективно сейчас сеть "едет плохо, хотя были и худшие годы: так, в 2012 году сеть ехала на 10% медленнее, чем в 2021 году (участковая скорость 36 км/ч по сравнению с 39,7 км/ч в 2021 году)", - заявили в российском Институте проблем естественных монополий.

Читайте также РЖД просит о субсидиях для погашения своих долгов