Директор Национального антарктического научного центра Евгений Дикий сообщил, что недавно завершились переговоры с Великобританией о продаже Украине за 5 млн долларов бывшего флагмана Британской антарктической службы ледокола James Clark Ross. Вероятнее всего, судно будет использоваиться как научно-исследовательский ледокол для антарктических экспедиций, на покупку которого на прошлой неделе Кабмин принял решение выделить средства.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на Maritime Telegraph.

Ледокол James Clark Ross 1990 года постройки может двигаться сквозь слой льда толщиной до 4 метров в экстремальных условиях и работает в штатном режиме в ледяном слое толщиной до 1,5 метра.

Судно названо в честь Джеймса Кларка Росса - британского военного моряка и исследователя, который в XIX веке совершил самую большую для своего времени экспедицию в Антарктику, а позже участвовал в поисках пропавшей экспедиции Франклина в Арктике.

Это ледокол длиной почти 100 метров и водоизмещением 5 732 т. Оно специализируется на морских биологических, океанографических и геофизических исследованиях. На его борту есть несколько лабораторий, а также системы лебедок, которые позволяют размещать научное оборудование на корме или в средней части судна.

James Clark Ross создал первую в истории карту глубоководного Южно-Сандвичева желоба в Южном океане, а также запускал подводный дрон-субмарину, названную Boaty McBoatface, которая изучала связь между антарктическими ветрами и ростом температуры океанической воды.

На его борту могут находиться несколько десятков ученых и более 20 членов экипажа. Именно на этом судне первая украинская антарктическая экспедиция добралась станции "Академик Вернадский" в 1996 году.

Эксперты говорят, что в случае приобретения судна Украина сможет использовать его еще 20-25 лет.

В настоящее время James Clark Ross находится на Фолклендских островах. Если планы Украины на покупку успешно осуществятся, судно сможет отправиться в Антарктиду уже до конца этого календарного года, отметил директор НАНЦ.

Украина входит в 30 стран мира, у которых есть круглогодичные станции в Антарктиде, однако научно-исследовательских судов, пригодных для работы в океане, в частности ледового класса, в стране нет уже двадцать лет. Океанографический ледокол позволит украинским ученым после длительного перерыва вернуться к исследованиям Мирового океана, создавать научно-исследовательские и логистические консорциумы с другими странами, а в перспективе - работать не только в Антарктиде, но и в Арктике, и, при необходимости, в других регионах океана.

Наличие собственного судна также поможет решить логистические проблемы на станции "Академик Вернадский", добраться которой можно только по морскому пути и только в короткий период антарктического лета, когда океан вокруг не скован льдом. Для доставки годовых и сезонных экспедиций, грузов Украина пока вынуждена ежегодно фрахтовать иностранные суда.