Европейская Бизнес Ассоциация обращает внимание на то, что законопроект №1182-1-д о внутреннем водном транспорте, который, согласно расписанию Верховной Рады, должен быть вынесен на голосование во втором чтении 4 сентября, не прошел согласование с представителями бизнес-сообщества.

Об этом говорится в сообщении ЕБА от 1 сентября, передает ЦТС.

"Обращаем внимание, что Комитет ВРУ по вопросам транспорта неоднократно публично заявлял о том, что перед вторым чтением будет проведена встреча с профильным бизнес-сообществом с целью обсуждения наиболее острых замечаний к законопроекту. Кроме того, 21 августа 2020 года президент Украины подчеркнул, что законопроект должен быть согласован со всеми сторонами и к обсуждению необходимо привлечь администрации трех областей: Одесской, Херсонской, Николаевской. Кроме того, представители бизнеса этого направления и обязательно - вице-премьер-министр - министр по вопросам стратегических отраслей промышленности. Обращаем внимание, что на сегодня текст законопроекта не согласован представителями бизнеса, более того, неизвестно, какой текст законопроекта будет выноситься на голосование" - говорится в сообщении Ассоциации.

Кроме того, как отмечают в ЕБА, на сегодняшний день не были проведены ни встречи на базе профильного комитета ВРУ, ни встречи с участием вице-премьер-министра по промышленности для обсуждения текста законопроекта, который выносится на второе чтение.

"Открытость в этом вопросе проявляет только Министерство инфраструктуры Украины, что приветствуется Ассоциацией, однако, к сожалению, в данном случае этого недостаточно, учитывая, что законопроект находится в профильном комитете ВР", - констатируют в ЕБА.

Отмечается, что эксперты Ассоциации неоднократно направляли замечания, которые включали большое количество критических для инвесторов положений к законопроекту для учета соответствующих предложений во время его подготовки к рассмотрению во втором чтении. Кроме того, они обращались с просьбой опубликовать сводную сравнительную таблицу законопроекта ко второму чтению и отмечали готовность оказать экспертную поддержку и участвовать в профильных заседаниях Комитета ВРУ по вопросам транспорта и инфраструктуры.

Наиболее острыми замечаниями к законопроекту были следующие аспекты.

1. Ряд положений, направленных на зарегулирование ведения бизнеса, а не дерегуляции, в частности, создание Реестра объектов инфраструктуры ВВТ как скрытого разрешительного инструмента с правом запрещать деятельность речным терминалам непонятным образом; введение необходимости согласования еще одним ЦОИВ всех проектов строительства на ВВП, отвода земель и водного пространства (такое согласование также внедряется как дополнительный механизм к действующему градостроительному и земельному законодательству Украины, которое предусматривает порядок строительства и отвода земель, в том числе, для объектов транспорта и инфраструктуры) с пренебрежением предложениями по диджитализации и электронному обмену данными между органами власти; другие подобные непрозрачные инициативы, которые закладывают коррупционные риски.

2. Финансирование ВВП за счет портовых сборов (как дополнительный источник), что не согласуется с установленным подходом по финансированию ВВП как самостоятельной подотрасли со своими расходами, доходами, планами развития, а также Законом Украины "О морских портах Украины", поскольку портовые сборы являются целевыми и используются для развития морских, а не речных портов;

3. Полностью недоработанная инициатива по созданию Государственного фонда ВВП в составе специального фонда Государственного бюджета: источники его формирования на уровне законопроекта не определены, а указаны лишь в пояснительной записке.

Поэтому необходимо включить эти положения в проект закона. В частности, четко предусмотреть процент поступлений от акцизного налога с горючего, который будет отсчитываться на развитие ВВП, четко определить период, с которого начнет функционировать соответствующий специальный фонд, иначе текущая редакция позволяет продолжать финансирование ВВП за счет портовых сборов без временных ограничений.

"Европейская Бизнес Ассоциация призывает выполнить поручение президента - провести указанное обсуждение ко второму чтению законопроекта, запланированному на 4 сентября, и не выносить его на голосование до согласования со всеми сторонами", - подытожили в ЕБА.

Напомним, что почти год назад Владимир Зеленский давал поручение принять закон о внутреннем водном транспорте до 1 ноября 2019 года. Позже, в ноябре, президент подписал указ о неотложных мероприятиях по проведению реформ и усилению государства. Указом было предписано до 31 декабря 2019 года разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады проекта закона относительно функционирования внутреннего водного транспорта.

В итоге, в конце апреля 2020 года Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект №1182-1-д "О внутреннем водном транспорте". Тогда министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявлял, что этим был дан "старт реформе речных перевозок в Украине". Однако пока законопроект так и остается в статусе принятого только в первом чтении.