Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ) обратилась к министру инфраструктуры Владиславу Криклию относительно негативных последствий для экономики от увеличения тарифов на перевозку порожних вагонов, которые предусмотрены проектом приказа министерства от 5 августа 2020 года. В частности, документом предлагается повышение тарифа для всех классов грузов с 1 января 2021 года, независимо от класса перевозимого груза до выгрузки. 

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на информацию ФРТУ.

"Стоимость железнодорожных перевозок вырастет после введения единого коэффициента на перевозку вагонов в порожнем состоянии в размере 1.885 на 2,3%, а после повышения тарифа с 1 января 2021 года, путем увеличения коэффициента к 2.656, на 9,1% по сравнению с текущей стоимостью таких перевозок", - говорится в сообщении.

По мнению Федерации, такие шаги со стороны государственного монополиста в период экономического кризиса, связанного с пандемией СOVID-19 (за 7 месяцев 2020 года промышленное производство в Украине упало на 6,7% по сравнению с соответствующим периодом 2019 года) могут привести к еще большему сокращению промышленного производства и экспорта, что повлечет снижение ВВП Украины, занятости и падение поступлений в государственный бюджет. 

Также сообщается, что ФРТУ детально проанализировала финансовый план АО "Укрзализныця" на 2020 год, утвержденный 27 июля 2020 года и обращает внимание, что в финплане одним из источников поступлений указаны доходы от унификации тарифов на перевозку порожних вагонов в объеме 383 млн грн в сентябре-декабре (т.е. +96 млн грн в месяц или +1,15 млрд грн в годовом исчислении). В то же время, Федерация считает, что расходы АО УЗ необоснованно завышены минимум на 20% или 20 млрд грн в год.

В Федерации подчеркнули, что наиболее яркими примерами являются затраты на топливо, электроэнергию и административные расходы. "В финплане УЗ на 2020 год запланирована закупка дизельного топлива на 8 млрд грн по среднегодовой цене 29,1 тыс. грн за тонну (с НДС). В течение 7 месяцев 2020 года средняя рыночная цена составляет около 20 тыс. грн. Норма потребления дизельного топлива в финплане УЗ запланирована на уровне 54 кг (на 10 тыс. тонно-километров брутто). Для сравнения, фактический удельный расход дизельного топлива в Казахстане составляет 23 кг. Приведение цены и нормы потребления топлива в минимальное соответствие с рыночными реалиями позволит уменьшить расходы на 2,5 млрд грн в год", - отметили в ФРТУ.

Кроме того, в Федерации добавили, что похожая ситуация и с электроэнергией, где покупка по рыночным ценам даст УЗ возможность сэкономить 2 млрд грн в год. "В условиях кризиса и сокращения объемов перевозок административные расходы УЗ растут на 56% до 1,46 млрд. "Укрзализныця" запланировала годовой курс доллара на уровне 30,0 грн за долл., что завышает ее расходы от курсовых разниц на 4,6 млрд грн", - добавили в ФРТУ.

Сообщается, что ФРТУ обращается к министру инфраструктуры Владиславу Криклию с просьбой как можно скорее провести совместное рабочее совещание с председателем правления АО "Укрзализныця" Владимиром Жмаком, представителями грузоотправителей и отраслевых ассоциаций с целью согласования моратория на любое увеличение тарифов на услуги монополии в условиях кризиса, а также для наработки предложений по определению путей сокращения необоснованных расходов в финансовом плане УЗ на 2020 год и относительно нетарифных инициатив по улучшения финансового состояния УЗ (продажи металлолома в 2020 году в объеме близком к 285 тыс. т, а также непрофильных активов и максимальное задействование в процессе перевозок простаивающих вагонов).

Также, по мнению Федерации, необходимо выработать предложения по освобождению УЗ от налога на землю под путями, разработать план сокращения убыточности сегмента пассажирских перевозок, выяснить причины постоянного невыполнение плана капитальных инвестиций "Укрзализныци" (в 2019 году выполнение составило только 51%) и пути устранения этих причин.

"Кроме того, необходимо детально проанализировать движение денежных средств УЗ в 2020 году (согласно отчетности УЗ за 2019 год, на начало 2020 года на балансе УЗ было около 7 млрд денежных средств и еще 2 млрд на депозите) планы по реформированию, демонополизации и повышению прозрачности АО "Укрзализныця", в том числе по созданию конкуренции в сегментах тяги, вагонов, ремонта вагонов и локомотивов, а также продажи непрофильных активов", - подытожили в Федерации.

Напомним, что 27 августа был назван первый участник экспериментального проекта по допуску частных локомотивов к работе на отдельных маршрутах на железнодорожных путях общего пользования. Однако, заявки подавали и другие компании. В частности, у "Локо-Инвест" было 3 заявки от разных грузоотправителей - "Лемтранс", ДТЭК и "Арселор". По словам главы компании Ивана Остапченкона базе эксперимента "Локо-Инвест" намерена получить фактические данные и при открытии рынка железнодорожных перевозок для частных перевозчиков выйти с необходимым уровнем подготовки - техники, процедур и персонала. 

Читайте также Рост расходов и повышение грузовых тарифов - что в финплане "Укрзализныци" на 2020 год