Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития обратился к правительству с просьбой принять решение о снижении портовых сборов для повышения конкурентоспособности украинских портов.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на Обозреватель.

В комитете сообщили, что направили предложения по повышению конкурентоспособности украинских портов, в частности, благодаря снижению портовых сборов, в правительство для соответствующего реагирования.

Отметим, что в связи с тем, что в украинских портах уровень сборов официально установлен в долларах, в отличие от портов других стран (Австралия, Китай и т. д.), украинский производитель получает дополнительную финансовую нагрузку. 

Ранее представители ведущих отраслей промышленности и агропромышленного комплекса предлагали Кабинету министров Украины снизить портовые сборы в стране на 20%, для того, чтобы решить проблему ухудшения конкурентоспособности по сравнению с другими производителями на мировом рынке.

"Отечественные грузоотправители и грузополучатели сталкиваются с неконкурентоспособностью украинских портов - в первую очередь, вследствие слишком высокого уровня портовых сборов… Услуги украинских портов в два-четыре раза дороже китайских, бразильских, румынских и др. Так, стоимость судозахода судов типа handymax в порт Пивденный в два раза выше, чем в среднем по портам Черного моря, и почти в три-четыре выше, чем в таких портах-конкурентах, как Хей-Поинт в Австралии, Ванкувер в Канаде, Тубарао в Бразили", - говорилось в обращении отраслевиков к премьер-министру Денису Шмыгалю от 22 апреля 2020 года.

"В 2014-2018 годах только 23% собранных портовых сборов было использовано на инвестиции, остальное направляется на фискальные цели. 90% чистой прибыли АМПУ перечисляются в госбюджет в виде дивидендов. В течение 2014-2018 годов более 50% собранных портовых сборов было перечислено в госбюджет в виде налога на прибыль и дивиденды", - говорилось в письме. Такая ситуация, по мнению отраслевиков, привела к негативным последствиям, в частности, вымыванию инвестиционного ресурса из экспортно-ориентировочных отраслей, ухудшению их конкурентоспособности по сравнению с другими производителями на мировом рынке.

В письме со ссылкой на оценку экспертов World Bank Group, также отмечалось, что потенциал снижения портовых сборов на 2017 год составлял 63%. С 1 января 2018 года произошло их снижение на 20%. Это позволило в период 2018-2019 годов нарастить грузооборот в украинских портах в среднем на 21%, а в отдельных случаях - еще выше.

Кроме того, инициативу снижения портовых сборов поддержала и Европейская бизнес ассоциация. "Европейская бизнес ассоциация всегда выступала за то, что портовые сборы необходимо технически и экономически обосновывать", - заявляла заместитель директора по представительству интересов компаний-членов Европейской бизнес ассоциации Светлана Михайловская. По ее словам, в нынешних кризисных условиях снижение портовых сборов позволит поддержать отечественных экспортеров и повысить их конкурентоспособность на мировых рынках.

Напомним, ранее ЦТС сообщал, что в МИУ хотят согласовать новую методику расчета портовых сборов до лета.