Кабинет министров Украины 27 декабря утвердил план мероприятий по реформированию ж/д транспорта, который предусматривает меры по обеспечению безопасности перевозок при открытии рынка перевозчиков, внедрение контрактного заказа пассажирских перевозок, план реструктуризации УЗ для подготовки компании к либерализации рынка ж/д перевозок и первичного размещения акций (IPO).
Об этом сообщает ЦТС со ссылкой на информацию Мининфраструктуры.
"Укрзализныця" выйдет на IPO, станет публичной и конкурентной в условиях открытого рынка. Она будет разделена на три оператора: инфраструктуры, грузового перевозчика и пассажирского перевозчика. Это передовая европейская практика и полностью соответствует имплементации Соглашения об ассоциации ", - заявил министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий, комментируя решение правительства.
Как пишет БизнесЦензор, ссылаясь на Интерфакс-Украина, согласно тексту распоряжения, за обеспечение открытия рынка железнодорожных перевозок будут ответственны Министерство инфраструктуры Украины, а также "Укрзализныця". МИУ, в частности, до 2021 года необходимо усовершенствовать законодательство в сфере ж/д транспорта, разработать законодательные акты относительно функционирования конкурентного рынка ж/д транспорта. "Укрзализныця" до конца этого же периода обязана внедрить пилотный проект по запуску частных локомотивов на отдельных маршрутах на ж/д путях общего пользования.
К концу 2019 года МИУ необходимо разработать и подать на рассмотрение Кабмина акты относительно создания и функционирования Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере транспорта (НКРТ), до конца 2021 года - организовать обучение специалистов НКРТ по вопросам регулирования рынка ж/д перевозок.
УЗ совместно с министерством до 2021 года необходимо осуществить предварительный расчет тарифа на обязательные услуги по доступу к инфраструктуре ж/д транспорта общего пользования стратегического значения. Мининфраструктуры и НКРТ - после принятия соответствующего закона разработать и принять методику формирования указанного тарифа, а также законодательных актов касательно его учета и использования инвестиционной составляющей.
Кроме того, к концу 2020 года "Укрзализныце" необходимо разработать и внедрить геоинформационную систему распределения пропускной способности ж/д инфраструктуры (GIS) - электронную базу реестра ж/д инфраструктуры.
Вторым пунктом плана является развитие пассажирских перевозок. Для его осуществления к концу 2020 года Мининфраструктуры и "Укрзализныце" необходимо проанализировать структуры пассажирских ж/д перевозок. После принятия соответствующего закона министерство должно разработать акты по организации указанных перевозок и условий их предоставления.
К концу 2021 года Днепропетровской и Запорожской облгосадминистрациям, "Укрзализныце" и Мининфраструктуры необходимо реализовать пилотный проект по модернизации региональных пассажирских услуг в указанных областях в рамках технической помощи Европейского инвестиционного банка.
Помимо этого, "Укрзализныця" к концу 2021 года обязана разработать и внедрить систему управления качеством пассажирских перевозок, а также Единый электронный проездной документ на ж/д транспорте, к концу 2022 года - внедрить автоматизированную оплату проезда на пригородних маршрутах, а к концу 2023 года - обеспечить возможность для пассажиров в реальном времени отслеживать движение поезда.
Третий пункт - безопасность перевозок и техническая политика. Для его реализации Мининфраструктуры и "Укртрансбезпеке" необходимо разработать законодательные акты относительно внедрения норм европейского законодательства в сфере безопасности ж/д транспорта, а также реестры подвижного состава, ж/д инфраструктуры общего пользования стратегического значения и подъездных колей, сертификатов авторизации, безопасности и свидетельств машинистов.
К концу 2021 года "Укртрансбезпеке" и МИУ необходимо организовать обучение специалистов центрального органа исполнительной власти, который осуществляет политику в этой сфере, а также организовать учебные семинары относительно создания и утверждения системы управления безопасностью для субъектов хозяйствования, которые планируют принять участие на рынке ж/д перевозок.
После принятия соответствующего закона министерству необходимо разработать законодательные акты по усовершенствованию технической политики в сфере ж/д транспорта, а также регулированию доступа к профессии машиниста. К концу 2021 года - разработать и принять законодательные акты о создании органа по расследованию транспортных инцидентов.
Четвертый пункт - структурные реформы "Укрзализныци", подготовка к запуску конкурентного рынка ж/д перевозок.
"Укрзализныце", в частности, до 2021 года необходимо подготовить вертикали локомотивного хозяйства к распределению вертикалей инфраструктуры, пассажирских, грузовых перевозок и до 2022 года передать функции и активы локомотивного хозяйства соответствующим вертикалям.
До 2021 года "Укрзализныця", согласно плану, должна создать филиал грузовых перевозок, а также совместно с Мининфраструктуры (до 2022 года) и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (до 2023 года) разработать порядок организации специальных перевозок и создать юридическое лицо - грузового перевозчика соответственно.
Кроме того, "Укрзализныця" до 2021 года обязана создать подразделение по оправлению непрофильными активами, до 2023 года - реорганизовать структуры хозяйства пассажирских перевозок, вокзалов, структуры ремонтов и обслуживания, а также создать юридические лица – пассажирского перевозчика и оператора инфраструктуры. До 2022 года - создать филиалы "Вагоноремонтная компания" и "Локомотиворемонтная компания", а до 2023 года - соответствующие отдельные юридические лица.
До 2021 года "Укрзализныце" в рамках подготовки к IPO необходимо провести оценку своих активов, осуществить стратегический анализ на предмет определения подразделений, акции которых будут размещены, и составить договор относительно финансирования мер, необходимых для трансформации компании.
Напомним, ранее Кабмин опубликовал постановление об эксперименте с частной локомотивной тягой. Согласно тексту документа, проект с внедрением частной тяги должен быть реализован до 4 декабря 2021 года.
Также сообщалось, что Европейский инвестиционный банк при участии экспертов из ЕС разработал техническую часть технико-экономического обоснования пилотных проектов по социально важным ж/д перевозкам в Днепропетровской и Запорожской областях. Согласно документу, инвестиции в проект оцениваются примерно в 149 млн евро. При этом, в сумму 149 млн евро также входит введение на маршрутах областей электронного билета и соответствующих технических средств контроля.
В конце ноября стало известно, что Министерство инфраструктуры Украины обсуждает и с ЕБРР участие данной международной финансовой институции в обновлении подвижного состава для пассажирских пригородных железнодорожных перевозок.