Перманентно возникающая проблема нехватки необходимого количества разрешений на международные автоперевозки, в частности, с польской стороны, приводит к тому, что водители-дальнобойщики вынуждены заниматься перевозками зерна. Это ведет к колебаниям на рынке и мешает правильно прогнозировать логистические издержки.

Об этом в комментарии ЦТС рассказал Вадим Бикулов, руководитель компании JIT+.

"Водитель покупает машину, чтобы возить грузы в ЕС. Платит лизинговые платежи. Но из-за того, что в какой-то момент заканчиваются разрешения, ему приходится выходить на внутренний рынок, для того, чтобы хотя бы погасить часть процентов по кредиту", - говорит Бикулов.

На практике, как поясняет эксперт, это выглядит следующим образом: "Водитель отцепляет свой полуприцеп и цепляет зерновоз. Средняя стоимость зерновоза - от 10 до 20 тыс. долл. (10 тыс. долл. - это прицеп б/у, а есть и еще дешевле). Это относительно низкая затрата, потому что стоимость самой машины - от 30 до 60 тыс. Поэтому водителю даже такие инвестиции более выгодны, чем вообще бездействовать и оставаться с долгами по кредиту. Другой вариант – перевозка зерна в контейнерах. Покупают контейнер за 5 тыс. долл., режут пополам, тентом накрывают и начинают возить зерно".

"Все это создает мнимое ощущение перенасыщения рынка автотранспортом. Потому что, когда начинается год, эти международные перевозчики сразу уезжают, рынок оголяется и начинается всплеск цены на перевозки. В этом году мы остановились в сентябре - начале октября. В следующем - мы уже выбираем свою квоту и остановимся в середине года. Это породит такую же ситуацию - это бомба замедленного действия - начало года проездим и дальше будем стоять", - высказал опасения руководитель JIT+.

По его словам, такие колебания не дают трейдерам понимания реальной цены фрахта на рынке и мешают прогнозировать стоимость логистики - иногда она возрастает в два раза. Также это негативно сказывается и на зарплатах водителей, постоянно работающих на рынке перевозок зерновых.

Напомним, что в начале ноября в МИУ заявили, что удалось договориться с польской стороной о выделении Польшей в 2019 году дополнительных 15 тыс. разрешений на грузоперевозки автотранспортом. Украинские перевозчики дополнительно получат 5 тыс. польских разрешений на этот год. Еще 10 тыс. разрешений будут получены с предварительного обмена разрешениями на 2020 год для использования в 2019 году. 

28 ноября во Львове министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий встретился с министром инфраструктуры Польши Анджеем Адамчиком. В ходе встречи была подтверждена договоренность о выдаче 5 тыс. польских разрешений на текущий год. Их оформление должно было начаться 2 декабря.