Частный бизнес категорически против введения "Укрзализныцей" нового порядка определения платы за пользование вагонами во время выполнения грузовых операций.

Об этом говорится в блоге члена международного комитета экспертного совета при Министерстве инфраструктуры Украины Валерия Ткачева на портале "Лига", сообщает ЦТС.

Документ, который должен вступить в силу с 1 августа 2019 года, станет причиной удорожания пользования вагонами во время погрузки/выгрузки в 3-10 раз. "Укрзализныце" это позволит получить дополнительно 3 млрд грн в год. Однако бизнес-сообщество не поддерживает то, каким образом это может быть реализовано.

Первая причина - юридическое несоответствие порядка процедуре пересмотра тарифов УЗ. По словам Ткачева, плата за пользование вагонами перевозчика во время грузовых операций не является свободно регулируемым тарифом и не может пересматриваться в рамках реформы УЗ по дерегуляции вагонной составляющей ж/д тарифа, вступившей в силу 19 февраля 2018 года. Вагоны Центра транспортной логистики и других структурных подразделений УЗ являются вагонами перевозчика (то есть природного монополиста - УЗ), соответственно подлежат только государственному регулированию.

"Плата должна пересматриваться только путем изменения тарифного руководства по соответствующей процедуре. Нарушение этого пункта позволяет обратиться с жалобой в АМКУ и МИУ, либо в судебном порядке требовать его отмены", - говорит он.

Вторая причина - технологическое несоответствие введения платы за пользование вагонами под грузовыми операциями. Ткачев поясняет: у всех собственников подъездных ж/д путей заключен договор с "Укрзализныцей" - единый технологический процесс. В нем установлен нормативный срок проведения всех технологических процессов во время грузовых операций. Для каждого предприятия нормативный срок устанавливаются индивидуально в зависимости от протяженности подъездных путей, емкости и мощности грузовых фронтов предприятия и многого другого.

"По логике вещей УЗ не должна вообще взымать плату за время нахождения вагонов на подъездных путях собственника в течение нормативного срока по ЕТП. Изначально в Тарифном руководстве было предусмотрены только штрафные санкции за нарушение (превышение) нормативных сроков. Но сейчас УЗ взымает почасовую плату за пользование вагонами за весь период", - пишет Ткачев.

Третья причина - отсутствие экономического обоснования повышения стоимости платы за пользование вагонами во время грузовых работ. "Любые тарифы, устанавливаемые природным монополистом, должны иметь экономическое обоснование (калькуляцию услуг), соответствовать антимонопольному законодательству, утверждаться уполномоченным государственным органом", - добавил он.

По словам Ткачева, дальнейшее повышение стоимости перевозки грузов ж/д транспортом стимулирует грузоотправителей переориентировать свои грузы на альтернативные виды транспорта (авто, речной транспорт).

Повышение стоимости перевозки грузов ж/д транспортом только в 2018 году привело к падению общего объема перевозки грузов УЗ на 17,2 млн тн (-5,1%). За последние 7 лет, с 2011 по 2018 год, падение объемов перевозки составило 146,966 млн тн (-31,31%) - в том числе и по причине роста стоимости перевозки. При этом, грузовые перевозки - это единственная прибыльная деятельность "Укрзализныци".

По данным Ткачева, в 2018 году эта деятельность компании сгенерировала 67,519 млрд грн дохода от реализации услуг или 81% всех доходов УЗ, а также обеспечила получение операционной прибыли в размере 16,615 млрд грн.

Читайте также: 8 вопросов о новом порядке платы за пользование вагонами УЗ во время грузовых операций