Сохранение ставки отчисления в госбюджет дивидендов Администрации морских портов Украины на уровне 90% приведет к снижению инвестиций в развитие портовой инфраструктуры в 2,6 раза.

По предварительным расчетам АМПУ, отчисление 90% от прибыли госпредприятия приведет к тому, что капитальные инвестиции Администрации морских портов в развитие 13 украинских портов в 2020 году сократятся до 0,5 млрд грн. Для сравнения в 2018 году, когда размер дивидендов был 50%, несмотря на снижение портовых сборов на 20%, в развитие портовой инфраструктуры было вложено 1,3 млрд грн.

Об этом во время рабочей поездки президента Владимира Зеленского в Одессу 13 июля ему рассказал руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс.

По его словам, сокращение объема капинвестиций в 2020 году не даст возможности АМПУ продолжить капитальное дноуглубление и увеличить количество глубоководных причалов в портах Южный и Черноморск, начать реконструкцию причала №3 в порту Мариуполь (в рамках развития аграрного кластера перевалки госстивидором ММТП) и причала №0 в Николаевском порту в рамках проекта с китайской корпорацией COFCO. Отсутствие достаточного финансирования поставит под угрозу выполнение обязательства Украины перед Еврокомиссией по перепроектированию и проведению ОВОС проекта развития глубоководного судоходного хода "Дунай-Черное море", необходимого для повышения конкурентоспособности украинских портов на Дунае.

Сокращение инвестиций в портовую инфраструктуру со стороны госпредприятия, как заявляют в Администрации морских портов Украины, также негативно скажется на привлечении частных инвестиций в отрасль. В госпредприятии напомнили, что сейчас между АМПУ и бизнесом заключено меморандумов и соглашений по развитию портовой инфраструктуры на сумму свыше 30 млрд грн. На каждую гривну, вложенную АМПУ, приходится в среднем 5 гривен частных инвестиций. Однако, без проведения госпредприятием реконструкции причалов и дноуглубления, вложения стивидоров в строительство новых терминалов не будут иметь смысла. Они просто не смогут обеспечить использование новых мощностей на старых причалах и глубинах.

Ранее ЦТСМ информировал о том, что министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян попросил правительство снизить норму отчислений от чистой прибыли в бюджет для госпредприятий инфраструктурный отрасли с 90% до 30%.

"Я крайне негативно оцениваю решение Кабинета министров увеличить отчисления чистой прибыли госкомпаний в бюджет до 90%. Мы это уже проходили в 2015 году и это был полный коллапс для деятельности этих компаний. Поэтому, мы обратились к Кабинету министров, Министерству финансов с просьбой пересмотреть эту норму в контексте морской отрасли и авиационной отраслей", - сообщил министр. По его словам, министерство предлагает снизить уровень отчислений до 30%. Однако, в некоторых случаях допустимыми могут быть и 50%. "Но опять же, для Азовских портов точно нужно ставить максимум 30%, в случае аэропортов тоже", - заявил в минувшем месяце министр.

Напомним, Кабинет министров с 1 января 2019 года поднял с 75% до 90% долю прибыли, которую должны перечислять в бюджет государственные унитарные предприятия и их объединения. Также отменены льготы по уплате в бюджет части чистой прибыли и дивидендов для ряда субъектов, в том числе, для АМПУ и Международного аэропорта Борисполь. Ранее гендиректор аэропорта Борисполь Павел Рябикин заявил, что предприятие может свернуть инвестпланы из-за повышения налоговой нагрузки с 40% до 90%.