Позиции Совета министров путей сообщения Европейского Союза и Европарламента по ответвлению железнодорожного пути европейского стандарта Rail Baltica от Каунаса до Вильнюса, пока расходятся. Такое заявление сделал вице-министр транспорта и коммуникаций Литвы Ричардас Дягутис.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на Балтийский курс.

Однако, по словам Дягутиса, противоречия не помешают Литве получить 85% помощи ЕС под проект стоимостью почти 0,9 млрд евро. "У нас есть позиция Совета (министров ЕС по транспорту, телекоммуникациям, энергетике). Согласно позиции Совета, которая была согласована, есть ясность по поводу того, что ответвление Вильнюс-Каунас внесено в так называемый список "недостающего звена", - сообщил Дягутис. - "В соответствии с нынешними решениями Совета "недостающее звено" получает такое же финансирование в размере 85% стоимости, как и весь проект. Позиция парламента заключается в том, что Вильнюс-Каунас внесен в весь проект Rail Baltica. Поэтому подразумевается тот же уровень финансирования - 85%". Правда, по его словам, об окончательном утверждении финансирования ответвления пока рано говорить.

Отметим, что власти Литвы призывали Еврокомиссию юридически оформить ответвление Вильнюс-Каунас как часть Rail Baltica, поскольку хотели получить финансирование стокилометрового отрезка пути в рамках европейского механизма взаимодействия.

А в Еврокомиссии предлагали иное решение: с юридической точки зрения это ответвление сможет стать частью Rail Baltica только в 2023 году, а до того времени Литва могла бы взять средства на проект из фондов региональной политики.

Исследование, проведенное Aecom, показало, что ответвление Вильнюс-Каунас было бы экономически выгодным и стоило бы около 850 млн евро.

Ранее ЦТС писал о том, что проект Rail Baltica интегрирует Балтийские страны в европейскую сеть железных дорог. В реализации проекта участвуют пять стран Евросоюза: Польша, Литва, Латвия, Эстония и косвенно Финляндия.

Совокупная сумма инвестиций в Латвии, Литве и Эстонии составляет около 7 млрд евро, из которых, как ожидается, 85% выделит Евросоюз. .

В октябре 2018 года в Каунасском районе Литвы завершили прокладку отрезка железнодорожной колеи европейского стандарта Rail Baltica, по которой будут следовать грузовые поезда. По информации литовской железнодорожной компании Lietuvos gelezinkeliai, отрезок пути почти в 9 километров за 12,9 млн евро (без НДС) проложили и реконструировали литовская компания Hidrostatyba и германская Leonhard Weiss RTE.

Аудиторы балтийских стран регулярно проверяют системы закупок в проекте Rail Baltica, проверки проекта устраивают и европейские власти.