ПАО "Укрзализныця" до конца текущего года может потерять от 4 до 5 млрд грн дохода из-за своей инициативы по унификации тарифов на перевозку порожних грузовых вагонов.

Соответствующие расчеты сделали в ГП "Укрпромвнешэкспертиза" (УПЭ), передает МинПром, ссылаясь на текст документа.

В документе указывается, что введение в действие проекта приказа Министерства инфраструктуры "О внесении изменений в коэффициенты, которые используются к тарифам Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в границах Украины, и связанные с ним услуги, относительно унификации тарифной политики на перевозку порожних вагонов" будет означать рост тарифов на железнодорожные грузоперевозки на 11%. Это приведет к снижению объемов грузоперевозок на 1,5-2 млн т от плана и недополучению "Укрзализныцей" 1-1,2 млрд грн доходов в месяц, или 4-5 млрд грн суммарно за сентябрь-декабрь.

В ГП УПЭ подчеркивают, что увеличение железнодорожных тарифов приведет к уменьшению объемов железнодорожных грузоперевозок: рост железнодорожных тарифов на 1% приводит к снижению на 0,34% объемов железнодорожных грузоперевозок. Наиболее чувствительные грузы - уголь и железная руда, контейнеры и минеральное сырье и стройматериалы, отмечают эксперты.

"Производители по возможности переориентируются на другие виды транспорта - автомобильный или водный, либо вынуждены сокращать объемы производства и продаж", - подчеркивается в аналитической записке УПЭ.

Отметим, что ранее консультант ЦТС-Консалтинг Павел Руденко отмечал, что, если в 2017 году УЗ прибегла к открытому повышению тарифов на грузоперевозки на 15%, то в текущем году ж/д монополист пытается применять скрытые формы повышения тарифов.

"В этом году компания решила повышать стоимость грузоперевозок другим путем, пока что, не касаясь "классического" варианта прямой индексации тарифов. Для этого в УЗ подготовили несколько решений: 1) дерегуляция вагонной составляющей тарифа для парка собственных вагонов… 2) увеличение нормативного количества суток в порожнем и груженном рейсе (показатель Тдод)… 3) унификация коэффициента порожнего пробега для всех тарифных классов", - говорит Павел Руденко.

По его подсчетам, в случае вступления в силу всех выше озвученных решений, стоимость перевозки для разных тарифных классов будет на 10-49% выше, чем была до дерегуляции (на примере, доставки груза на расстояние в 500 км). Наибольший рост произойдет для грузов первого тарифного класса. "По оценкам бизнеса, суммарно затраты грузоотправителей с ноября 2017 года возрастают почти на 10 млрд грн, еще в 5 миллиардов в год обойдется запланированнае унификация платы за порожний пробег. С таким подходом в тарифообразовании прогнозирование стоимости доставки груза для бизнеса становится очень проблематичным и слабопрогнозируемым, а в преддверии нового зернового сезона и изменений ряда других экспортно-импортных грузопотоков может иметь негативный эффект на конкурентные позиции наших товаров на внешних рынках", - отметил аналитик.

Ранее сообщалось, что в Госрегуляторной службе считают необоснованной унификацию тарифов на порожние вагоны УЗ.