Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ) обратилась с письмами к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману, главе транспортного комитета ВРУ Ярославу Дубневичу, генеральному прокурору Украины Юрию Луценко, руководителю НАБУ Артему Сытнику с просьбой обратить внимание и повлиять на проблему неурегулированных вопросов осуществления экологического и радиологического контроля в украинских портах.

В письмах, копиями которых располагает редакция ЦТС, отмечается, что на сегодня представители бизнеса сталкиваются с несколькими типами проблем экоконтроля в портах.

Так, во время процедуры оформления выхода судна и осуществления радиологического контроля товаров экологическая инспекция обязана по результатам контроля ставить штамп "ввоз/вывоз разрешен" или "ввоз/вывоз запрещен". Но иногда инспектора не ставят никаких штампов, провоцируя тем самым простои судов и убытки судовладельцев. При этом, основанием чаще всего являются надуманные требования природоохранного характера в отношении стивидорных компаний.

Также инспектора ставят штамп "ввоз/вывоз запрещен", но не составляют никаких актов и не указывают причин запрета. При таких обстоятельствах, как отмечают в ФРТУ, возможны нарушения природоохранного законодательства со стороны стивидорных компаний, но ответственность несет судовладелец в виде убытков за простой судна.

Кроме того, суда могут задерживаться на основании выявления экологической инспекцией в районе нахождения судна "видимых плавучих частей или видимых следов нефти или нефтесодержащих веществ".  Это служит основанием для проведения экологического контроля транспортного средства и взятия проб балластных вод.

Существует проблема с оборудованием морских портов Украины рамками для проведения радиологического контроля. А те порты, которые такими рамками оборудованы, требуют реконструкции.

При этом, говорится в письмах, экологическая инспекция на сегодня не имеет правовых инструментов ни для осуществления экологического или радиологического контроля, ни для отбора проб и осуществления их анализа, ни для начисления убытков, поскольку отсутствуют нормативные акты, которые регламентировали бы данные процедуры. Все это, по мнению членов ФРТУ, свидетельствует, что экоинспекция в портах осуществляет свою деятельность вне правового поля, руководствуясь собственным видением и применяя собственные правила и процедуры.

В связи с этим в Федерации просят премьер-министра, генпрокурора, глав НАБУ и комитета по вопросам транспорта Верховной Рады обеспечить отсутствие любых действий, направленных на осуществление радиологического и экологического контроля в портах Украины до тех пор, пока процедуры контроля не будут урегулированы нормативно-правовыми актами Украины.

Премьера просят провести рабочую встречу с экспертами и специалистами ФРТУ для проработки соответствующих нормативных актов.

Отметим, что в последние месяцы жалобы на действия экологов в портах приобрели регулярный характер. В апреле против действий инспекторов выступали в Общественном союзе "Ассоциация морских агентств Украины". Тогда говорилось, как минимум, о четырех эпизодах неправомерных проверок судов. Позже в группе терминалов ТИС заявляли, что подверглись незаконным действиям со стороны чиновников Государственной экологической инспекции Северо-Западного региона Черного моря.

В июне Международная компания West of England, специализирующаяся на страховании судовладельцев, фрахтователей и операторов, опубликовала свои рекомендации о контроле балластных вод в украинских портах, где призвала судовладельцев судиться с украинскими экологами.