С 15 по 21 июня Энергетическая таможня Государственной фискальной службы (ГФС) остановила 83 вагона-цистерны с нефтепродуктами для отбора проб. Экспертиза отобранных образцов, по оценкам участников рынка, может затянуться на срок до 30 дней. Об этом enkorr сообщили представители компаний-импортеров, чей ресурс был остановлены таможней для забора проб.

"357 статья Таможенного кодекса предусматривает срок на анализ отобранных проб 10 дней с момента их поступления в лабораторию. При необходимости, например, загруженности работы лаборатории, таможня имеет право продлить этот срок еще на 20 дней", - сообщил enkorr представитель одной из компаний, у которой таможенная служба остановила 10 вагонов.

Все образцы направлены в Специальную лабораторию по экспертизе и исследованиям ГФС в Киеве. По словам участников рынка, учитывая количество поступивших проб, проведение их анализов в 10-дневный срок практически невозможно.

По данным enkorr, Энерготаможней были остановлены цистерны с мозырьским бензином, нафтановским ДТ и литовским ДТ. Проверке ГФС подлежат партии топлива, в паспорте качества которых содержание серы указано на уровне 9 ppm и выше (при предельно допустимом 10 ppm).

Как рассказал на конференции Black Sea Petroleum Trading 2018 глава Энергетической таможни Игорь Пиковский, ведомство располагает информацией о том, что на таможенную территорию Украины могут массово поступать нефтепродукты с содержанием серы, превышающим допустимые значения в 10 ppm.

"Я в четверг вечером (14 июня) подписал локальный риск, мы проанализированы самые различные варианты 2018 года, риск заключается в том, что по тем случаям и тем поставщикам, которые статистически имеют обоснованные риски, отбираем пробы и останавливаем (грузы, - enkorr) до получения результатов. Для понимания рынка, у нас месяц идет проверка по сере, потому что действительно большое количество и поставок, и субъектов идут с 9,6, 9,7 (ppm, содержание серы - ek) - то есть совершенно пограничные значения, которые исторически вызывают сомнения. На данную минуту на пунктах пропуска стоит 38 вагонов, мы ждем результатов и как-то боимся, что не все они въедут", - говорил Пиковский 18 июня в Одессе на форуме BSPT-2018.

По данным enkorr, за 17 дней июня в Украину был оформлен импорт 2,6 тыс. т бензина, у которого содержание серы выше 9 ppm. Это составляет менее 5% от общего объема оформленного импорта бензинов за этот период. По дизельному топливу: за 17 дней июня было поставлено 4,6 тыс. т с уровнем серы выше 9 ppm, или менее 2% общего объема.

20 июня премьер-министр Владимир Гройсман и глава МВД Арсен Аваков заявили, что правительством обнаружена "многомиллиардная схема" контрабанды топлива. По их словам, эта схема заключается в ввозе на территорию Украины топлива стандарта Евро-4 под видом Евро-5, а также контрабанде топлива через море.

В "Консалтинговой группе А-95" отметили, что массовой контрабанды топлива морем в последние месяцы не наблюдается. Это также неоднократно подтверждал глава Энерготаможни Игорь Пиковский, последний раз - 18 июня на конференции BSPT-2018 в Одессе. "Масштабной контрабанды топлива нет уже несколько лет", - уверял глава ведомства. По его оценкам могут быть отдельные каналы незаконных поставок в объеме 2-3 тыс. т, которые в основном осуществляются речным транспортом в приграничных регионах.

В то же время ни глава правительства, ни министр МВД в своих выступлениях не упомянули проблему нецелевого использования авиационного топлива, которое по мнению участников рынка и экспертов, в больших объемах смешивают с дизельным топливом. За счет семикратной разницы в ставке акцизного налога, смешиванием ДТ с керосином и его продажа под видом ДТ позволяет недобросовестным компаниям уклоняться от уплаты акциза.