Турция намерена начать строительство Стамбульского канала уже в этом году. Канал длиной 45 километров свяжет Черное и Мраморное моря и станет альтернативой проливу Босфор. Работы планируют завершить в 2023 году, передает Работник моря.

15 января министр транспорта Турции Ахмет Арслан заявил, что в 2018 году будет проведен тендер, после чего начнутся дноуглубительные работы. Новый водный путь, ширина которого составит от 250 до 1000 метров при глубине 25 метров, будет проложен западнее пролива Босфор, через озеро Кючюкчекмедже, водохранилище Сазлидере и водоем Дурусу.

Стамбульский канал должен стать главным логистическим узлом, обслуживающим Черное море. Новый маршрут позволит разгрузить пролив Босфор и обеспечит возможность прохода более крупных судов.

Сейчас самыми крупными судами, проходящими через Босфор, являются суда класса Suezmax; полностью загруженный танкер такого класса может перевезти 1 млн баррелей нефти. Если проект строительства Стамбульского канала будет реализован, по новому водному пути смогут ходить танкеры класса VLCC, значительно превышающие Suezmax по грузовместимости.

По предварительным подсчетам, Стамбульский канал сможет пропускать 150-160 судов в сутки.

Проект будет финансироваться совместно государством и частным бизнесом. Стамбульский канал станет самым дорогим инфраструктурным проектом Турции. И хотя точные цифры официально не подтверждены, предположительно сумма превысит 12 млрд долларов.

"На сегодняшний день самым амбициозным проектом является третий аэропорт в Стамбуле, на строительство которого уйдет около 12,5 млрд долларов. Но Стамбульский канал обгонит его по стоимости", - сказал министр транспорта Турции.

Впервые о строительстве альтернативного Босфору водного пути из Черного моря в Мраморное заявил президент Турции Реджеп Тайеп Эрдоган во время своей предвыборной кампании в 2011 году. Разработка технико-экономического описания проекта канала была завершена в декабре 2015 года.

Для Украины строительство Стамбульского канала может иметь позитивные последствия: украинские порты смогут принимать суда с большей осадкой, что сократит логистические затраты и снизит время прохождения территориальных вод Турции.