В странах Европейского Союза не существует единой системы регулирования сборов и плат за использование сети внутренних водных путей. При этом, структура платежей является неоднородной и может отличаться не только в отдельных государствах, но и в рамках одной страны на разных участках реки.

Об этом в интервью ЦТС рассказал народный депутат Украины Борис Козырь в контексте приближающегося обсуждения в Верховной Раде проекта закона "О внутреннем водном транспорте".

Парламентарий отметил, что в странах ЕС в совокупном объеме портовых сборов наибольший удельный вес имеет, так называемый, сбор с маломерных судов и плата за использование причалов, а размер портовых сборов варьируется в диапазоне 0,01-0,12 EUR/t и зависит от времени пребывания судна в порту. По его информации, плата за использование причалов составляет в среднем 0,26-0,38 EUR/t, в зависимости от класса груза.

"Плата за использование шлюзов в некоторых странах, таких как Германия, входит в транспортный сбор за использование рек и составляет 0,7-2,0 EUR/t*km. В странах Балтии плата за разводку мостов составляет около 50 EUR, без учета overtime надбавок, причем, в случае прохождения под мостом нескольких судов одновременно, плата взимается с каждого судна. В Бельгии взимается плата за использование внутренних водных путей, так называемое, право на доставку коммерческих грузов, которая составляют 0,025 EUR/t*km. Во Франции, помимо портовых сборов и платы за шлюзование, взимается товарная пошлина около 0,07 EUR/t*km за использование внутренних водных путей, которая дает право доступа к сети водных путей в соответствии с характеристиками судов, маршрута и вида транспортируемых товаров. Вместе с тем, некоторые страны, такие как Австрия, не взимают платежи на реках. Нидерланды и Германия объявили только некоторые реки и их участки освобожденными от платежей", - рассказал Б. Козырь.

Напомним, ранее, в рамках проекта L.A.B. (Logistics Agro Benchmark) , посвященного изучению зерновой логистики в Германии и Франции, удалось выяснить, что значительная доля зерновых грузов в этих странах перевозится именно по внутренним водным путям. Так, в силу географических особенностей и исторических обстоятельств в Германии сложилась разветвленная сеть каналов, которые активно используются и по сей день. Грузоперевозки водным транспортом по рекам и каналам популярны из-за своей дешевизны. Больше, чем по реке, перевозится только автотранспортом. Во Франции основная часть перевозок по внутренним водным путям происходит по рекам, ключевой из которых является Сена. Ввиду дешевизны транспортировки водным путем, в обоих странах по внутренним водным путям перевозится от 40 до 50% зерновых.