По данным отраслевого издания Journal of Commerce, всего за пять лет три крупнейших портовых холдинга КНР - Cosco Shipping, Shanghai International Port Group (SIPG) и China Merchants Port Holdings (CMPort) - увеличили свое присутствие в других странах вчетверо, а по объему вложений - втрое. Прежде количество зарубежных портов, куда инвестируют эти три игрока, не превышало 10. Теперь их уже 40, передают Морские вести.

За последний год объем китайских инвестиций в зарубежные порты удвоился - китайцы анонсировали планы на общую сумму в 20,1 млрд долларов, свидетельствует исследование лондонского инвестбанка Grisons Peak.

В особенном почете у китайских стивидоров порты Европы. Так, в июне Cosco купила за 200 млн евро 51% акций испанского портового холдинга Noatum Port Holdings, а недавно сообщила о покупке у датского Maersk 100% акций контейнерного терминала в порту Зебрюгге (Бельгия). По оценке Wall Street Journal, стоимость последней сделки составила 42 млн долларов. Также в "коллекции" европейских активов Cosco 51% акций администрации порта Пирей в Греции, 35% терминала Euromax в Роттердаме и несколько терминалов в Италии.

А одним из главных событий минувшего лета в портовой отрасли стала победа китайского консорциума CCCC (China Communications Construction Company) в конкурсе на право строительства нового контейнерного терминала в порту Гамбурга.

За пределами Европы список китайских портовых приобретений еще более внушителен. В конце 2015 года SIPG выиграла контракт на строительство и эксплуатацию порта Хайфа в Израиле, куда планируют инвестировать порядка 2 млрд долларов, сделав этот порт крупнейшим в Израиле с объемом перевалки контейнеров в 1,86 млн TEU в год.

Для гонконгской CMPort новой точкой роста стала Латинская Америка, где в начале сентября было куплено 90% акций контейнерного терминала в бразильском порту Паранагуа за 920 млн долларов (китайцы планируют довести его мощность с нынешних 1,5 млн до 2,4 млн TEU всего за два года). Еще одним важным пунктом экспансии оказалась Шри-Ланка, правительство которой одобрило продажу китайцам 85% акций порта Хамбантота за 1,12 млрд долларов.

Руководство Евросоюза тоже отнюдь не приветствует рост китайских инвестиций в портовую отрасль и другие ключевые сегменты экономики ЕС. В середине сентября глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, выступая в Европарламенте, предложил ограничить возможность Пекина покупать европейские компании в области инфраструктуры, высокотехнологичного производства и энергетики.

По оценке руководителя исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, за последние пять лет доля компаний КНР в портах Европы приблизилась к 5-8%, но уже в скором будущем волна китайских инвестиций может пойти на спад. Руководство КНР все более явственно призывает не только портовых операторов, но и вообще все крупные компании поумерить свой пыл и инвестировать у себя дома. В этом есть определенный резон: в прошлом году отток капитала из страны составил 816 млрд долларов, что привело среди прочего к ослаблению юаня.