Мининфраструктуры планирует исключить положение о предоставлении 30% скидки за обработку зерновых грузов на причалах АМПУ операторам с мощным перегрузочным оборудованием, чтобы уравнять правила для всех игроков рынка. МИУ разработало соответствующий проект приказа и обнародовало его на своем сайте для общественного обсуждения.

Сейчас в сборнике тарифов на услугу доступа к причалу, находящемуся в ведении АМПУ, есть "размытая" норма о преференциях крупным операторам. "В случае, если зерновые грузы перегружаются на специализированных терминалах с применением перегрузочных машин (с производительностью погрузки не менее 500 тонн в час), к этим ставкам за услуги для груза "Зерновые грузы (в том числе семена), которые перегружаются навалом" применяется коэффициент 0,7", - гласит норма сборника тарифов.

Кроме того, что она приводит к возможностям дискриминации участников стивидорного рынка, она еще и сформулирована таким образом, что допускает разночтения. Так, например, в министерстве отмечают, что в законе "О морских портах Украины" нет никакого понятия "специализированный терминал", которое приводится в положении о скидке одним из обоснований ее получения. Кроме того, нет исчерпывающих пояснений, как определять показатель мощности оборудования - это может быть фактический показатель во время обработки судовой партии, максимальный по технической документации производителя техники, средний расчетный за период времени и т. п.

В МИУ отмечают, что исключение нормы о скидке из тарифов устранит ценовую дискриминацию портовых операторов, работающих в сегменте переработки ведущего для морских портов грузопотока, которым являются зерновые грузы.

Так, по данным министерства, доля зерновых грузов в общем показателе перевалки морпортов по итогам 2016 года приблизилась к 31%. В 2015 году она составляла почти 26%, в 2014 году - свыше 23%, в 2012-2013 годах - около 20%. Напомним, по итогам 2016 года морские порты Украины всего перевалили 131,7 млн тонн грузов, из которых 40,3 млн тонн - зерновые (хлебные) грузы.

Как прокомментировал консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев, исключение из тарифного сборника положения о скидке не приведет к потерям портовых терминалов.

"В настоящий момент плата за доступ составляет 27-45 центов за тонну, в зависимости от порта. Устранение этой скидки не будет иметь серьезных экономических последствий для терминалов - ведь сейчас разница в ставках перевалки между портами и терминалами состаляет 5-7 долларов (средняя ставка для терминалов в крупных портах около 15 долларов за тонну, в малых - около 10), а скидка составляет 0,08-0,14 долларов за тонну. Это, скорее, политический шаг. С другой стороны, ставки перевалки зерновых постоянно снижаются, и на горизонте 10 лет мы можем прийти к ситуации, когда ставки окажутся на уровне наших соседей - Румынии, Болгарии, и тогда каждый цент будет на счету", - отметил Исаев.

Читайте также Конец диктатуры терминалов: Перевалка зерна в портах дешевеет