Сконцентрировавшись на развитии сфер своего монопольного влияния  (локомотивы, инфраструктура), "Укрзализныця" смогла бы более эффективно развиваться и усиливать позиции ж/д транспорта в борьбе за грузопоток. Тем временем, в условиях нехватки финансирования, неэффективного использования капинвестиций, снижения операционных показателей, УЗ упорно стремится вкладываться в вагоны, конкурируя с частниками.

Такое мнение высказал консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев на выездной конференции-сессии "Инновационные технологии для подвижного состава", прошедшей на минувшей неделе в Днипре на базе учебного центра uPIPE.

По словам эксперта, участники мероприятия были единодушны в необходимости обновления вагонного и локомотивного парка.

УЗ испытывает дефицит  вагонов, одна из проблем – старение инвентарного парка, - в очередной раз напомнил Михаил Мурашко, первый заместитель начальника департамента вагонного хозяйства УЗ. Его коллега, директор департамента развития и технической политики УЗ Владимир Шиш отметил, что "Укрзализныця" сталкивается со значительным износом основных средств и необходимы значительные капитальные инвестиции.

Вместе с тем, Андрей Исаев обратил внимание, что инвестиционная программа УЗ из года в год не выполняется. В настоящий момент у УЗ нет доступа к внешним источникам финансирования на выгодных условиях – технический дефолт в 2015г, убытки в 7,5 млрд грн по результатам проверки Ernst&Young в 2016г резко снижают кредитный рейтинг компании на международных финансовых рынках. В этих условиях инвестиционная программа в размере 23,2 млрд грн в 2017г видится нереальной, тем более, что источники финансирования около 9 млрд грн не определены. В этой ситуации дефицита средств приобретение новых вагонов видится ошибочным решением.

"К тому же закупка вагонов - это не панацея. Можно закупать вагоны в огромных количествах, однако в силу падения операционных показателей эффект от увеличения парка будет незначительным. В последние годы оборачиваемость вагонов существенно ухудшилась. По сравнению в 2013 годом, в 2016г году оборачиваемость полувагонов ухудшилась на 38%, а в марте этого года – на 56%. Очевидно, что это существенно влияет на объем перевозимых грузов. Также ясно, что с улучшением операционных показателей дефицит вагонов снизится. Таким образом, без существенных капитальных инвестиций, можно частично решить проблему дефицита. К тому же решить проблему вагонного парка можно еще одним способом – за счет частных операторов. Частный вагонный парк растет, даже несмотря на снижение грузовой базы. С 2012 по май 2017г частники нарастили вагонный парк на 1000 вагонов, в то время как УЗ потеряла 20 тыс. вагонов за это же время. УЗ стремится инвестировать в вагоны и конкурировать с частниками, но куда эффективнее были бы инвестиции в локомотивы и инфраструктуру", - отметил эксперт.