РЖД подготовила предложения по введению системы take-or-pay - "бери-или-плати" - для развития железнодорожной инфраструктуры, соответствующее письмо старший вице-президент компании Сергей Мальцев направил в июле в Минтранс РФ. Концепция договора take-or-pay, предлагаемая РЖД, предполагает, что грузоотправитель будет заявлять на несколько лет вперед объем перевозок и получать приоритетный доступ к инфраструктуре, а за невыборку объема заплатит штраф. Полученные средства будут идти на развитие инфраструктуры. Об этом пишет Коммерсантъ.

Компания подготовила законопроект, фиксирующий право на предоставление приоритета грузоотправителям, подписавшим такой договор, и их ответственность за нарушение обязательств. Для внедрения системы take-or-pay потребуется менять Устав железнодорожного транспорта. В Минэкономики РФ заявили, что поддерживают необходимость договоров take-or-pay.

Один из источников в отрасли замечает, что take-or-pay требует гарантий долгосрочной стабильности железнодорожных тарифов (включая прейскурант 10-01).

Другой источник говорит, что инициатива обсуждается много лет, но остается неоднозначной. С одной стороны, понятно, что РЖД ищет способы привлечения средств в инфраструктуру. Компания создавалась как АО для возможности инвестирования в инфраструктуру через акционерный капитал, но государство наложило на это столько ограничений, что фактически отрезало такую возможность.

С другой стороны, продолжает собеседник, вводя возможность предоставления приоритета отдельным грузоотправителям, государство "открывает ящик Пандоры, ставя под угрозу принцип публичности перевозок". Неясно, откуда РЖД будет брать средства на развитие инфраструктуры - как кредит под гарантии грузопотоков или из своего совокупного дохода, в последнем случае это означает, что одно направление развивают за счет, например, недофинансирования ремонтов на другом.

Во-вторых, сейчас закон не разрешает адресного предоставления особых условий - даже тарифные преференции предоставляются лишь на определенном направлении и по определенным типам грузов. В-третьих, говорит источник, есть опасение, что соглашения take-or-pay примут добровольно-принудительный характер: "Не дашь средства на модернизацию - не поедешь".