Российская Объединенная зерновая компания (ОЗК) просит чиновников прикрыть "незаконную схему экспорта" зерна, взяв под контроль его рейдовую перевалку в водах Керченского пролива, пишет Коммерсантъ.

Как сообщил и.о. гендиректора ОЗК Марат Шайдаев, речные баржи и суда класса "река-море" (водоизмещением до 5-6 тыс. тонн) забирают груз в портах Азовского моря (Ростов-на-Дону, Азов, Ейск и проч.), где зерно оформляется якобы для прямого экспорта в порт назначения, к примеру в Турцию. При этом на самом деле груз доставляется в нейтральные воды, где смешивается с зерном из других малых судов в судне-накопителе, вмещающем от 20 тыс. тонн. В частности, так организована схема, по которой зерно оформляется как поставка в Украину, но фактически груз идет на реэкспорт.

На смешанную большую партию зерна выдается украинский ветеринарный сертификат, Россия при этом остается страной происхождения. В итоге зерно, которое может содержать карантинные примеси, поставляется дальше на экспорт, к примеру в Египет. Шайдаев попросил вице-премьера Дмитрия Рогозина дать необходимые поручения по выработке мер, направленных на пресечение работы "незаконной схемы".

Через "малые порты" Азовского моря в 2015 году было отгружено 14 млн тонн зерна (50% от всех портов), говорится в письме ОЗК. На рейдовую перевалку приходится примерно 50% этого объема, осведомлен один из участников рынка. По данным Минсельхоза РФ, в 2015 году Россия поставила на экспорт около 30 млн тонн зерна. Денежный объем экспорта составил более 5,5 млрд долларов. Таким образом, доля "малых портов" могла составить около 2,56 млрд долларов, а рейдовой перевалки - 1,2 млрд долларов.

Отгрузить тонну зерна в судно большой вместимости стоит на 10-20 долларов дороже, чем в небольшую баржу, рассказывает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. "Это связано с особенностями зернового рынка: чем больше объем партии - тем дороже она выходит", - поясняет он. Разницу при описанной в письме схеме получают компании-экспортеры.

Между тем, директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов сомневается, что описанная в письме ОЗК схема является незаконной, утверждая, что она существует уже много лет. По предположению эксперта, недовольство ОЗК связано с тем, что значительная часть перевалки зерна идет через "малые порты", а не через крупные мощности, владельцем части которых является сама ОЗК или ее акционер - группа "Сумма".

Еще один участник рынка считает, что действенные меры борьбы с "незаконной рейдовой перевалкой" могут включать запрет перевалки прямым способом (на открытом воздухе) и усиление контроля за судами, отправляющимися в нейтральные воды.