Первое, с чем сталкивается контейнерный перевозчик при осуществлении своей деятельности - это штрафы. Штраф за перегруз, штраф за нарушение габаритных норм, штраф за отсутствие тахографа. Иногда кажется, что это основная статья непредвиденных расходов, настолько часто я слышу истории от руководителей транспортного бизнеса об очередных штрафах.

Одна из последних историй. Водителя контейнеровоза останавливают на трассе в Харьковской области. Инспектор "Укртрансбезопасности" проводит габаритно-весовой контроль. Составляет акт о превышении ТЗ нормативных габаритных параметров. Попытки водителя доказать, что на данной трассе проезд контейнеровоза высотой 4,35 м разрешен без всяких дополнительных согласований, остаются без внимания. В итоге штраф - 1421,22 грн. Но его, конечно, можно избежать, если договориться. 

Ситуация не разовая. Это одна из основных проблем, с которой перевозчики обращаются в профильные ассоциации, такие как АМЭУ. Грешат такими ситуациями "Укртрансбезопасность" и Национальная полиция. Это при том, что действующим документом, который регулирует эту сферу, являются Правила проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами, утвержденных Постановлением Кабинета министров Украины "О проезде крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам" № 30 от 18.01.2001.

На официальный запрос об основаниях на такие штрафы пришло письмо Департамента патрульной полиции Украины от 10.09.2018 №10128 / 41/2 / 02-2018 с подписью первого заместителя начальника Билошицкого А.Г. (письмо прилагается).

11

Судя по его содержанию, полиция считает Постановление Кабинета министров неактуальным.  "Данный список маршрутов (для которых не нужно разрешение. - ред.) в настоящее время носит рекомендательный характер, поскольку в связи с политической ситуацией в стране и строительством новых дорог и развязок список маршрутов потерял свою актуальность и требует пересмотра", - написано в ответном письме Национальной полиции.

То есть полиция посмотрела на список дорог, посмотрела на ситуацию в стране и сделала выводы: не актуально. И никого даже не смутило, что при этом полиция решила отменить действие норм вышестоящего исполнительного органа, которым является Кабинет министров. Судя по всему, представители полиции уверены, что Кабмин не может правильно оценить "политическую ситуацию" в стране.

Жертвы неразберихи – перевозчики, которые оперируют транспортными средствами общей массой до 40 тонн и контейнеровозами высотой  4,35 м и общей массой до 46 тонн. Последняя надежда для них - работа Министерства инфраструктуры Украины.

В ответ на обращение Ассоциации международных экспедиторов Украины, замминистра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк сообщил, что уже готов список маршрутов, по которым не требуется отдельное разрешение для контейнеровозов высотой 4,35 м. Перечень дорог подготовило Государственное агентство автомобильных дорог Украины.

Теперь по процедуре проект скорректированного списка 27 маршрутов был отправлен в Государственную службу Украины по безопасности на транспорте и Национальную полицию Украины на утверждение (прилагается). Возможно, после этого ситуации со штрафами, которые сотнями выписывают представители органов правопорядка, прекратятся. Конечно, если никто не посчитает, что "политическая ситуация" в стране не способствует такому решению.

25