Ежедневно киевское метро перевозит 1,3 млн пассажиров - почти треть всего населения города. Подземка, пожалуй, наиболее отлаженная деталь всего транспортного механизма Киева, однако и у нее, как известно, есть свои проблемы – и их не мало. Растут тарифы на электроэнергию, из-за этого повышается стоимость проезда; подвижной состав обновляется медленно, в то время как реклама заполняет все свободное пространство, а деньги от нее уходят отнюдь не на развитие метрополитена; в пиковые часы многие станции с трудом обеспечивают пропускную способность.

Но все же метрополитен продолжает развиваться - внедряются новые способы оплаты, местами ремонтируются станции, проектируются новые линии.

О настоящем и перспективах столичного метро мы поговорили с его начальником, Виктором Брагинским. Руководитель метрополитена в транспорте не первый год  - он успел поработать и в Бердянском порту, и в автомобильной отрасли, после чего пришел черед метрополитена. Брагинский рассказал ЦТС о том, что женщины могут компенсировать отток из метро сотрудников-мужчин, о положительном влиянии стройки на "Героев Днепра" и о том, что предприятие не имеет отношения к рекламе на станциях и вагонах, о том, что реклама на окнах соответствует действующим правилам, об эскалаторах-пенсионерах и 24 вагонах "под забором". А также о прокладке вертикальных тоннелей, строительстве новых станций и том, в чем киевское метро лучше европейских "собратьев".

 

Вы часто пользуетесь метро?

Каждый день. Только что приехал с совещания. Да и в студенческие времена ежедневно пользовался, конечно.

Занимал ли транспорт особое место в вашей жизни до работы в метрополитене?

Что касается профессиональной деятельности, то в транспортной отрасли я уже давно. Освоил три направления – автомобильное, морское и связь. Железная дорога для меня очень интересна, а тем более метро - важнейшая транспортная артерия Киева.

Наша система автоматической регулировки скорости поездов признана одной из самых эффективных в Европе.

Наше метро часто называют одним из самых красивых в мире. А приходилось ли вам бывать в зарубежных метрополитенах? Наверное, они выигрывают на фоне киевского в техническом плане?

Действительно, если сравнивать киевское метро с зарубежными, оно красивее. У нас самое дешевое метро в мире. При этом зарубежные метрополитены выигрывают в комфорте. Но там стоимость проезда позволяет такие улучшения -кондиционеры, беспилотные поезда. Мы же работаем по социальному тарифу, поэтому много чего не можем себе позволить. В тоже время наша система автоматической регулировки скорости поездов признана одной из самых эффективных в Европе. Также работаем с самим плотным графиком в Европе - 40 пар поездов в час. Я бы не сказал, что технически мы намного отстаем от решений, связанных с безопасностью в европейских метрополитенах. Там люди платят за комфорт, за это получают мягкие кресла и кондиционеры, а мы вынуждены бороться с проявлениями вандализма, ставить пластиковые антивандальные сиденья. Есть даже случаи, когда воруют огнетушители из вагонов.

Как же с этим бороться?

В Швейцарии, например, очень жесткие меры за нарушения в общественном транспорте. Первый раз - штраф, второй раз - огромный штраф, третий  - арест. В тюрьму забирают даже пожилых людей. У нас такого нет. Даже за проникновение в тоннели слабые наказания. А ведь случаются попытки проехаться на крыше вагона, которые заканчиваются смертельно. Мы два года пытаемся внести изменения в административный кодекс, чтобы усилить ответственность за нарушения в метрополитене. Будем делать все, чтобы получилось.

Повышение стоимости проезда, о котором недавно сообщалось, состоится?

Это вынужденная мера. Львиную долю расходов метрополитена город берет на себя, и пассажирам остаются все действующие на данный момент скидки. Разовая поездка будет стоить 5 грн, при пополнении на  50 поездок - 4,50 грн, в проездных билетах на 46 или 62 поездки - стоимость одной поездки составит 3,90 грн. Полученные средства будут направлены на оплату коммунальных услуг, а конкретно - электроэнергии. 

А когда киевляне, наконец, смогут пополнять проездные через интернет? Или хотя бы в любом удобном месте в городе.

Мы работаем над этим. Сейчас в Киеве около 6500 уличных терминалов, и наша задача - сделать так, чтобы пассажир мог пополнить проездной билет онлайн или в любом терминале. Сейчас есть вопрос с инициализацией карты. Например, когда вы платите за интернет, вы вводите номер договора, который привязан к конкретному человеку. Метрополитен нашел решение. Уже сейчас мы стали первым метрополитеном в мире, где на банковскую карточку можно записать проездной на количество поездок со скидками. Также мы, как и заявлялось, уходим от использования жетона и готовим проект оплаты разовой поездки с помощью QR кода.

Как вы оцениваете свежую реконструкцию "Левобережной"?

Думаю, что нас неоправданно критиковали - мы были вынуждены открыть станцию до завершения всех работ. Проводить капитальный ремонт станции и при этом в полном объеме обеспечивать перевозку пассажиров – очень непростая задача. Но могу сказать, что теперь станция полностью адаптирована для людей с инвалидностью. Профильные организации оценили нашу работу на 4+ из 5. Подъемники для людей с инвалидностью установлены на обоих выходах, уложена тактильная плитка, установлены широкие турникеты для людей на колясках, наклеены желтые ленты на дверях, есть звуковые сигналы. Метрополитен продолжает сотрудничество с Ассоциацией людей с инвалидностью и по другим станциям. В частности инспектируем "Святошино", где будет проведен ремонт.

Как изменится после ремонта станция "Святошино"?

Наша основная задача - адаптировать станцию для людей с инвалидностью: установить подъемники, уложить тактильную плитку, специальные знаки, приспособить двери. Второе задание - заменить плитку на путевых стенах. Должны заменить всю систему пожарной безопасности, кабель. Постараемся сохранить цветовую гамму станции. Мраморные плиты почистим и отполируем. Освещение будет заменено на энергосберегающее, это входит в общую программу энергосбережения на предприятии. Также будет обновлена пассажирская автоматика.

Будет ли закрываться станция на время ремонта?

Полностью конечно нет, там насыщенный пассажиропоток - больше 30 тысяч пассажиров в день. Как и на "Левобережной", выходы будут закрываться поочередно. Исключительно в "ночное окно" длительностью 3-4 часа такой объем в сроки выполнить невозможно.

В первую очередь отремонтируем станции, являющиеся крупными транспортными узлами. Кроме "Левобережной" и "Святошино", это "Нивки", старый выход на "Дарнице", "Черниговская".

Будут ли ремонтироваться "Нивки" или остальные наземные станции помимо "Левобережной"?

У нас есть график проведения работ по адаптации станций для людей с инвалидностью. До конца 2020 года мы планируем сделать метрополитен доступным. В первую очередь отремонтируем станции, являющиеся крупными транспортными узлами. Кроме "Левобережной" и "Святошино", это "Нивки", старый выход на "Дарнице", "Черниговская".

Депо "Дарница"

Продолжится ли декоммунизация в метро?

На днях в силу вступил Закон о запрете георгиевской ленты. Так как на "Героев Днепра" эта лента присутствует в оформлении станции в виде пояса из камня, мы ждем соответствующего распоряжения и думаем, как заменить.

В последние годы на некоторых станциях - "Позняки", "Почтовая площадь", "Дружбы Народов" - заменили освещение. Вместо пластиковых плафонов появились обычные лампы. С чем это связано?

Здесь нужно углубиться в историю. В 2012 году на станции "Осокорки" при ремонте проспекта Бажана была нарушена гидроизоляция станции. Во время дождя влага проникла внутрь, произошло короткое замыкание, начался пожар. Пластиковые лампы загорелись. Метрополитен сделал выводы из этой ситуации и заменил освещение на всех станциях, где было аналогичное проектное решение. Первым критерием нового освещения была безопасность, вторым стоимость. Согласно тендерному законодательству выбирается предложение с самой низкой ценой при запланированных параметрах. На "Позняках" продолжается ремонт, снят подвесной потолок. Напомню, что там очень водонасыщенные грунты и сложные станции.  

Будет ли метрополитен продолжать убирать киоски? Во многих переходах - на том же "Святошино", на "Позняках" - не пройти.

C 2014 года мы демонтировали почти все МАФы, которые не соответствовали Правилам пожарной безопасности. В судах и исполнительной службе осталось около 10 объектов. Есть переходы, находящиеся вне нашей компетенции, но по которым мы постоянно получаем обращения, например цветы на "Льва Толстого" и станции "Святошино.

Сообщалось, что Минздрав собирается отменить приказ от 1993 года, запрещающий женщинам иметь около 450 профессий в различных сферах. Как это повлияет на метрополитен? Появятся женщины-машинисты?

До этого запрета у нас работала женщина-машинист. Из моего личного опыта - женщины более ответственны на производстве, чем мужчины. Однако представить себе женщину, которая демонтирует пути и укладывает шпалы – сложно. Это очень тяжелая работа. У нас идет отток кадров, если не можем  укомплектовать мужчинами, укомплектуем женщинами.

Соответствует ли зарплата машиниста условиям труда?

Увольняются даже машинисты с зарплатой 10 000 грн. Ответственность очень большая. Он должен знать по винтику и шурупчику, из чего собирается состав, прежде чем приступить к работе. Ему нужно выйти из ситуации в течение 2-3 минут в случае поломки состава на линии и устранить неполадку. При этом  за спиной у машиниста полторы тысячи пассажиров. Такая работа требует крайне пристального внимания и сосредоточенности.

Перегон между станциями "Васильковская" и "Выставочный центр"

Какие перспективы по новым станциям и линиям? Метро давно не баловало киевлян новыми станциями.

Сейчас у нас в приоритете Виноградарь. В этом году заканчиваем проектирование и планируем до конца 2019 года запустить две станции - "Мостицкую" и "Проспект Правды". По показателям участок будет с большим пассажиропотоком - порядка 60 тысяч людей в сутки.

На проспекте Правды маленький участок для станции, зажатый между жилым домом и супермаркетом. Для строительства придется что-то сносить?

По проекту разрабатываются "вертикальные" тоннели, расположенные друг над другом. Для такого узкого участка - это идеальный вариант.

Планируем до конца 2019 года запустить две станции - "Мостицкую" и "Проспект Правды".

А когда поезда пойдут на Троещину?

Город очень заинтересован в реализации этого проекта, но без инвестора осуществить его сложно. Мы уже сделали шаг вперед - Киев недавно подписал меморандум с компанией China Railway International Group. Сейчас специалисты с китайской стороны совместно с нашими представителями будут прорабатывать техническую сторону вопроса, делать предварительное ТЭО. После их заключения можно будет говорить о сроках и реализации.

Есть ли перспективы у "Львовской брамы"?

Кажется, пассажиры любят ее больше в состоянии "станции-призрака". По крайней мере, так нам пишут. К сожалению, открытие этой станции зависит не от метрополитена - город провел инвестиционный конкурс еще в 2006 году, и инвестор взял на себя обязательство по строительству части входа и выхода со станции. КГГА должна принять решение о дальнейших взаимоотношениях с инвестором.

Заморозка счетов по делу "Укррослизинга" не повлияла на движение поездов? СМИ сообщали, что метро может увеличить интервалы.

Это неправдивая информация. Мы сделали технический резерв, чтобы подвижной состав и другие инженерные сооружения ремонтировались согласно графику капитальных ремонтов. Но проблемы есть. Так как наши счета арестованы с марта, запчасти уже заканчиваются, 24 вагона уже поставили под забор, потому что на них уже нет запчастей. Но резерв пока дает нам возможность работать по графику.

Метрополитен поставил "под забор" 24 вагона из-за нехватки запчастей.

Может ли метро повлиять на ситуацию с рекламой? Ее стало чуть меньше, но места, в которых она осталась - не самые подходящие. Окна, двери.

С 2012 года по решению депутатов Киевсовета рекламой в наземном транспорте и метро занимается КП "Киевреклама". Метрополитен не получает денег от размещения. Мы участвуем в договорах, только как третья сторона – балансодержатель. 

Многих горожан раздражает стройка на "Героев Днепра". Будут ли еще появляться торговые центры подобные тому, что возводится на этой станции?

Напомню, что территория реализации проекта на "Героев Днепра" не в компетенции метрополитена. А город проводил инвестиционный конкурс еще в 2003 году. Что касается метро, то по нашей части инвестор выполнил необходимые работы – укрепление грунтов и гидроизоляцию. Из других проектов рассматривался переход от нового выхода станции "Дарница" через Броварской проспект. Но реального предложения от Киевского инвестиционного агентства пока не поступало.  

А "Дорогожичи" не пострадают? О строительстве ТРЦ над станцией не так давно тоже писали.

Не думаю, что кто-то будет строить ТРЦ в таком месте.

За 5-6 лет на "Вокзальной" должны построить второй выход, а на первом выходе установить 4 эскалатора с узкой балюстрадой вместо трех.

Планирует ли метро ремонтировать эскалаторы на самых старых станциях? Ведь им уже почти 60 лет. Наверняка, так долго использовать их без капремонта - опасно?

Да, у нас есть эскалаторы-пенсионеры. Период работы капитально отремонтированных эскалаторов (в прошлом году провели работы на "Вокзальной")  - пять-шесть лет. За это время мы должны построить второй выход на станции, для того чтобы при следующем плановом ремонте закрыть старый вестибюль, установить 4 эскалатора с узкой балюстрадой вместо трех и при этом обеспечить пассажирам доступ на станцию.

Собирается ли метрополитен обновлять подвижный состав? Сколько поездов нужно, чтобы запустить метро к Виноградарю?

Составы 60-70-х годов производства планово отрабатывают свой ресурс и планово уходят из эксплуатации. В этом году мы списываем четыре вагона, в следующем году срок эксплуатации заканчивается у 54 вагонов. С учетом строительства метро на Виноградарь нужно будет  пополнить парк на 61 вагон.

Вагоны не будут закупать в России?

Все закупки на нашем предприятии, включая допороговые, проходят по системе ProZorro. Там подключен санкционный список, система самостоятельно исключает предложения поставщиков. 

Читайте также Uber. Год спустя: как изменилась работа компании в Украине