Вы когда-нибудь задумывались, какой путь проделывает кофе от плантаций в тропических странах до вашей утренней чашки?

В Бременском порту можно узнать, как работает кофейная логистика, почему здесь не любят автотранспорт, как обмануть немецкие правила дорожного движения и как "Проблема-2000" помогла вырасти бизнесу.

Бременские кофежары

В начале 20-го века Бремен стал одним из кофейных центров Европы - тут была основана первая на континенте фабрика по обжарке кофейных зерен. Это сделало город центром кофейной логистики и привлекло другие компании: к 1925 году более 250 фирм, занимающихся обжаркой кофе, имели свои производственные мощности в Бремене. Сейчас Германия - крупнейший импортер и потребитель кофе в Европе. А Бремен является "кофейными воротами" страны - через него импортируется львиная доля всего кофе, перерабатываемого на немецких предприятиях.

J. Muller Weser, дочернее предприятие J. Muller Group, вместе с находящимся в 500 метрах от него Vollers делят рынок перевалки и обработки кофе в Бремене. На первом из предприятий нам удалось побывать.

По оценке руководства J. Muller Weser, через терминал проходит 60-70% немецкого импорта кофе. Основные клиенты - производители на внутреннем рынке, большинство из которых имеют свои мощности в Бремене или его окрестностях. Также с терминалом работают американские компании: такие гиганты как Starbucks и Folgers хранят тут свои кофейные зерна.  

ZZ

В немецкой промышленности компании видят выгоду в долгосрочном партнерстве, тесно сотрудничая по разным направлениям. Обычно контракты подписываются на три года, реже - на один. Как следствие, терминал довольно глубоко интегрирован в цепь поставки производителей кофе. Например, на терминале расположены машины купажирования, которые смешивают разные сорта кофе и позволяют отправлять клиенту уже нужный купаж. Также терминал несет ответственность за контроль качества и обнаружение дефектов, возникших при транспортировке. В среднем, 1 контейнер из 1000 поврежден и кофейные зерна из него больше непригодны для производства.

Из-за "Проблемы-2000" в Бремене появились первые в мире силосы для хранения кофейных зерен.

До конца 1990-х годов на терминале не было мощностей хранения кофейных грузов. Грузовладельцы боялись "Проблемы-2000" и ожидали, что морские перевозки остановятся на 3 месяца. Поэтому было принято решение создания 3-месячного резерва, и пустующие мощности хранения других агрокультур были переоборудованы для хранения кофе. Так появились первые в мире силосы для хранения кофейных зерен (ранее хранение осуществлялось только в мешках на складах). Толстые кирпичные строения 100-летних зданий выдерживали нужный температурный режим летом и зимой, что позволяло сохранять кофе в нужном состоянии больше года. Силосы почти полностью автоматизированы - кроме техников и инженеров там никто не работает.

Склад, на котором кофейные зерна хранятся традиционным способом - в мешках

Путь в Европу

Прежде чем попасть в Бремен, контейнеры приходят в порты Гамбурга и Бремерхафена.  В Бремерхафене груз перегружается на баржи и по реке Везер поднимается до Бремена. От погрузки на баржу до того, как кофейные зерна заполнят силосы, проходит не больше 48 часов.  Из Гамбурга контейнеры по железной дороге и автотранспортом доставляются в Бремен.

Использование железнодорожного транспорта на расстоянии 100 км не очень эффективно, однако все же предпочтительнее из-за ненадежности автоперевозок: из-за нехватки водителей грузовиков контейнеры могут простаивать довольно длительное время. Например, путь из Хошимина (Вьетнам) до Гамбурга может занимать столько же, сколько и из Гамбурга в Бремен. Однако грузовладельцы не хотят быть зависимыми от одной контейнерной линии, не все из которых заходят в порт Бремерхафена. Поэтому для входящих поставок отдается предпочтение внутреннему водному транспорту и железной дороге. 

Для входящих поставок отдается предпочтение внутреннему водному транспорту и железной дороге. 

Кофе сюда прибывает из таких "кофейных" стран, как Бразилия, Вьетнам, Гондурас, Колумбия, Перу, Эфиопия и многих других. Например, только кофе из Бразилии в 2016 году было обработано более 400 тысяч тонн. Общий же объем переработки кофе и какао в 2016 году составил 1,3 млн тонн. После выгрузки 2/3 почти сразу отправляются клиентам, 1/3 остается на терминале для хранения. Мощности одновременного хранения кофе составляют 43 тысячи тонн. 95% процентов кофе импортируется в контейнерах с лайнер-бегами (1 контейнер - 1 лайнер-бег), остальное - в мешках. Это объясняется временем разгрузки: чтобы разгрузить контейнер необходимо 10 минут, на разгрузку мешков, вмещающих аналогичный вес необходимо 1,5 часа.  При поставках компания использует стандартизированные партии с одинаковым весом: поездом - 48 контейнеров, баржой - 90. Это значительно упрощает документооборот. Стандартный контейнер для перевозки кофе - 20 футов.

Для доставки заокеанским клиентам кофе отгружается обратно в порты Гамбурга или Бремерхафена, а для доставки немецким клиентам используется автотранспорт. Для отгрузки одному из местных клиентов даже используется необычный 60-тонный грузовик. По правилам дорожного движения поместить такой вес в обычную фуру нельзя, поэтому используется специальный грузовик с дополнительной осью. 

Читайте также Как переваливают зерно в Германии: Терминал Silo P.Kruse в порту Гамбург

Выгрузка кофе из контейнера

Куда расти?

В 2012 году компания получила одного из своих крупнейших клиентов - Starbucks. Не имея достаточных свободных мощностей для хранения, руководство решило построить новый силос. За 12 дней был построен силос для хранения более 5 тысяч тонн кофейных зерен.

В планах - наращивание мощностей перевалки и хранения. Компания выкупила у правительства федеральной земли другой речной терминал в Бремене, который ранее занимался перевалкой агрогрузов. С обязательством переоборудовать его для перевалки и хранения кофе, инвестировав 5 млн евро за следующие 3 года.

Информационные технологии на страже кофе

Инновации в портовой отрасли не обошли стороной и этот терминал. Например, при прибытии контейнера сюда, он сразу получает код, просканировав который можно узнать всю необходимую информацию: вид кофе, пункты отправки и назначения, в каком месте в порту он расположен, кто владелец, таможенная информация и т.д. Погрузка кофе на грузовики для дальнейшей транспортировки клиенту происходит без участия работников терминала. У каждого заказа есть уникальный штрихкод. Водитель подъезжает, ставит грузовик под сопла, и подносит штрих-код к считывателю. Система определяет точный вес поставки и купаж, после чего кофейные зерна засыпаются в грузовик. Скорость погрузки - одна фура за 15 минут при однородности кофе или 20 минут при смешивании сортов. Доступ к системе открыт 24 часа 7 дней в неделю, что значительно увеличивает мощности отгрузки.

В 1979 году на терминале работало 3000 человек, сегодня - чуть более 100.

Автоматизация повлияла на количество работников: если в 1979 году тут работало 3000 человек, то сегодня их чуть более сотни. Одна треть - административный персонал, менеджеры по продажам, эксперты по прохождению таможенного контроля. Еще треть - техники и инженеры, обслуживающие силосы. Остальные - водители вилочных погрузчиков и ричстакеров.

Все это для того, чтобы каждое утро вы бодрились чашкой свежего и ароматного кофе.

Читайте также Путь банана: Что происходит с экзотическим грузом по пути из порта

Тот самый силос, построенный за 12 дней. В нем хранится только кофе для Starbucks