В середине апреля председатель ООО "Морской специализированный порт (МСП) "Ника-Тера" Александр Гайду сообщил о том, что пропускная способность его компании технически и организационно будет готова достичь пропускной способности в 15 млн. тонн к 2015 году. Для этого в развитие мощностей будет инвестировано примерно 150 млн. долларов. Однако, как подчеркнул топ-менеджер, рост объема перевалки грузов в этом порту в 3-4 раза станет возможным лишь при условии соответствующего увеличения пропускной способности транспортной инфраструктуры Николаевского региона в целом.

Действительно, сейчас проектная мощность железнодорожной станции "Жовтневая", сквозь которую идет поток грузов в направлении портов "Ника-Тера" и "Октябрьск", составляет 5 млн. тонн. И вполне очевидно, что никакая модернизация не позволит нарастить ее пропускную способность в несколько раз. А потому, как считают в "Ника-Тере", для увеличения объема грузопотока в этом узле необходимо, с одной стороны, построить новую железнодорожную ветку и объездную автомобильную дорогу, а, с другой, провести дноуглубительные работы в Бугско-Днепровском лиманском канале. Первое позволит беспрепятственно доставлять дополнительные объемы грузов в порты, а второе, за счет приема судов большего дедвейта, – ускорить погрузочно-разгрузочные работы.

Порт и экспорт Порт "Ника-Тера" находится на левом берегу Бугского лимана и располагает тремя специализированными комплексами для перевалки генеральных грузов, удобрений навалом и зерновых, а также – семью причалами, пять из которых эксплуатируют в коммерческих целях. Его пропускная способность составляет 4-5 млн. тонн грузов в год.

Осенью 2011 года порт "Ника-Тера" был включен в состав компании Ostchem Holding AG Дмитрия Фирташа, объединяющей шесть предприятий по производству минеральных удобрений, в том числе четыре украинских – "Концерн "Стирол", "Ровноазот", "Азот" и "Северодонецкое объединение "Азот", а также сеть складов "УкрАгроНПК". Это существенно повысило конкурентоспособность его бизнеса, поскольку, по оценкам аналитиков, в себестоимости удобрений доля затрат на транспортировку и перевалку составляет примерно 10%. Наряду с этим эксперты отмечали, что в перспективе мощности "Ника-Теры" позволят Ostchem удовлетворить потребность в перевалке произведенных в Украине минеральных удобрений на 100%.

"Сейчас Ostchem отправляет за рубеж карбамид, аммиак, аммиачную селитру, известняково-аммиачную смесь, карбамидно-аммиачную смесь, сульфат аммония, кальцинированную селитру, дианноний фосфат, нитроаммофос и хлористый калий, – напоминает руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин. – В 2011 году общий объем экспорта минеральных удобрений компании составил чуть более 3,9 млн. тонн, а в 2012 превысил 5,5 млн. тонн".

По данным Kreston, основные объемы поставок приходятся на Россию, США, а также страны Средиземноморья, Европы и Латинской Америки. "Перевалка осуществляется, главным образом, в ГП "Морской торговый порт (МТП) "Южный", а также, конечно, в порту "Ника-Тера". Хотя пока через собственный порт Ostchem переправляет гораздо меньшую часть своих грузов", – отмечает г-н Куксин.

Действительно, в 2011 году общий объем перевалки грузов в "Ника-Тере" составил 4,723 млн. тонн, а в 2012 году – 3,855 млн. тонн. При этом объем перевалки собственно минеральных удобрений в этом порту в прошлом году лишь немного превысил четверть их общего объема экспорта компанией Ostchem и составил 1,531 млн. тонн. То есть – остальные три четверти были переправлены через другие порты. В то же время большую часть грузопотока, прошедшего через "Ника-Теру", образовали зерновые – 1,191 млн. тонн, сыпучие грузы – 0,971 млн. тонн, а также в незначительном количестве наличные и штучно-тарные грузы.

Планы и препятствия Первоначально Group DF планировала инвестировать 150 млн. долларов в развитие мощностей "Ника-Теры" с целью увеличения пропускной способности порта до 12-15 млн. тонн грузов в год к июню 2013 года. Наряду с этим компания намеревалась впоследствии увеличить его пропускную способность до 20 млн. тонн. При этом председатель совета директоров Group DF Дмитрий Фирташ подчеркивал, что для осуществления этих планов необходимо построить новую железнодорожную ветку и 16-километровую объездную дорогу.

На сегодня, как сообщает пресс-служба ООО "МСП Ника-Тера", объем инвестиций в развитие порта уже составил почти 52 млн. долларов. Это позволило приступить к реализации ряда проектов, некоторые из которых будут завершены в нынешнем году. Так, в компании предполагают закончить строительство внутри порта транспортных развязок, выставочных железнодорожных путей и накопительных автомобильных стоянок. Кроме того – произвести расширение терминала минеральных удобрений за счет строительства участка перегрузки карбамида со складом вместимостью 50 тыс. тонн. И, наконец, – осуществить расширение зернового терминала путем сооружения зернохранилища силосного типа вместимостью 170 тысяч тонн. Благодаря этому общая вместимость зернохранилищ компании возрастет более чем в пять раз – с нынешних 40 тыс. тонн до 210 тыс. тонн. Что, в свою очередь, позволит увеличить грузооборот зернового комплекса до 6 млн. тонн в год.

"Ника-Тера" планирует привлечь новые и увеличить существующие грузопотоки из России, в частности – калия, кузбасского угля и астраханской серы, а также из Белоруссии – тоже калия.

Очевидно, что в результате общая пропускная способность "Ника-Теры" составит как минимум 9-10 млн. тонн грузов в год. А значит – задача развития смежной инфраструктуры окажется в числе первоочередных. Как рассказывают в пресс-службе "Ника-Теры", к настоящему времени специалисты компании совместно с представителями Одесской железной дороги провели предпроектную проработку и технико-экономический расчет создания новой железнодорожной станции "Ника-Тера", пропускная способность которой составит 15 млн. тонн грузов в год. Наряду с этим специалисты "Ника-Теры" провели предпроектную проработку альтернативного, независимого присоединения этой станции посредством электрифицированной ветки к магистральной железнодорожной линии Херсонской дирекции железных дорог. Согласно проекту, общая длина ветки составлит 22 км. И, наконец, компания также провела предпроектную проработку и технико-экономический расчет строительства объездной автомобильной дороги длиной 16км с прямым выходом к автомагистрали Одесса–Новоазовск.

Параллельно с этим «Ника-Тера» в 2012 году совместно с государственным предприятием «Дельта-лоцман» и институтом морского транспорта «ЧерноморНИИпроект» просчитала стоимость реконструкции Бугско-Днепровского лиманского канала.  Как подчеркивают в пресс-службе компании, реализация дноуглубительного проекта позволит производить загрузку до полной осадки судов типа СН-50 и СН-70. И, в случае поступательного воплощения всех этих планов, пропускная способность "Ника-Теры" возрастет до 20 млн. тонн к 2018 году.

"Это весьма амбициозный проект – за 6-7 лет увеличить производственный потенциал порта в 4 раза – до 20 млн. тонн в год, создав для этого инфраструктурный контекст почти с нуля. Но в случае если мощности "Ника-Теры" удастся увеличить лишь до 13-15 млн. тонн в год, она все равно окажется в числе крупнейших украинских портов", – отмечает г-н Куксин. При этом, как полагает эксперт, основная часть грузооборота порта будет состоять из собственных грузов компании, а остальное будет привлечено благодаря партнерским договоренностям, в частности, из России.

Это предположение подтверждает и пресс-службы порта. По ее данным, "Ника-Тера" планирует привлечь новые и увеличить существующие грузопотоки из России, в частности – калия, кузбасского угля и астраханской серы, а также из Белоруссии – также калия. Кроме того, с расширением соответствующих мощностей компания планирует увеличить экспортный поток зерновых, а также – объемы импорта фосфоритов из Марокко.

Впрочем, как подчеркивают представители "Ника-Теры", без государственной поддержки и государственного же финансирования все эти широкомасштабные планы окажутся неосуществимыми.