Уже с апреля портовый оператор "Аскет Шиппинг" планирует освоить новый вид деятельности и начать возить грузы по реке. Для этого компания получила в оперирование две баржи грузовместимостью 4 тыс. тонн. В компании говорят, что основная масса зерновых грузов сегодня сконцентрирована в среднем бассейне Днепра - из года в год возникает одна и та же проблема: есть большой урожай, который сложно вывезти. Схема перевозки по Днепру существенно упрощает этот путь. 

Когда компания расширит речной терминал в Днепре, концессия в каком порту была бы для нее интересна, что думают о проекте Е-40 - в интервью ЦТС рассказала заместитель директора по речной логистике "Аскет Шиппинг" Юлия Заботина. 

Компания получила две баржи и планирует начинать перевозки по Днепру. Зачем вам речная логистика?

Мы работаем на рынке речных перевозок с 2018 года и на речных терминалах используем технологии погрузки, которые ранее успешно внедрили в Бердянском морском порту. Мы принимаем грузы клиентов на терминалах в Запорожье и Днепре. Номенклатура грузов по Запорожскому терминалу - ячмень, кукуруза, пшеница, соевый и подсолнечный шроты, по Днепровскому терминалу - пшеница и кукуруза, ячмень, соя, шроты соевый и подсолнечный. Некоторые партии товара отправляются на экспорт непосредственно с речных терминалов. Другая часть - переваливается на речные суда с последующей рейдовой перегрузкой на морские суда типа Panamax в Николаеве и в Черном море на банке Трутаева.

Для увеличения грузопотока с терминалов и для своевременной перегрузки товара с барж на "панамаксы" мы привлекаем флот, а также обрабатываем суда под иностранным флагом, которые осуществляют прямой экспорт. 

С апреля мы начнем выполнять перевозки зерновых грузов на реке Днепр, и будем оперировать двумя баржами грузовместимостью по 4 тысячи тонн. Это позволит "Аскет Шиппинг" осуществлять одновременную доставку 8 тысяч тонн груза одним барже-буксирным составом.

Весь этот комплекс мероприятий соответственно увеличит оборачиваемость грузов.

Юлия Заботина Аскет Шиппинг

Юлия Заботина

Какой объем грузов запланировали перевезти в этом году? 

За 2019 год "Аскет Шиппинг" увеличил объемы перевалки грузов через речные терминалы по сравнению с 2018 годом в 4,6 раза - до 145,38 тысяч тонн. В планах на 2020 год у нас было увеличение грузооборота через речные терминалы в два раза. Надеемся, что сегодняшняя ситуация в мире не помешает нам выполнить эти планы.

Есть ли уже подписанные договора с клиентами? Кто эти компании? 

На сегодняшний момент мы работаем с клиентами, с которыми работали и в прошлом году. И, конечно же, у нас появляются новые клиенты, которые заинтересованы в услугах речной перевалки грузов от нашей компании. 

Какие у вас планы по развитию терминалов на реке? 

В ближайший месяц мы планируем ввести в эксплуатацию склад зерновых на речном терминале в Днепре, что существенно расширит наши возможности по обслуживанию клиентов центральной Украины. Появится возможность работать не только по прямому варианту, но и накапливать партии зерновых грузов, и в перспективе - существенно увеличить скорость отгрузки на суда. Также мы модернизировали нашу перегрузочную технику на Днепровском терминале. Появилась техническая возможность принимать грузы с любых самосвальных типов автомобилей, как с боковой, так и с задней выгрузкой, что существенно упростит логистические процессы и увеличит скорость отгрузки. 

На перспективу рассматриваем возможность открытия еще одного терминала на реке Днепр. 

В целом мы отмечаем растущий клиентский спрос на услуги речной логистики, и на перспективу рассматриваем возможность открытия еще одного терминала на реке Днепр. 

Видите ли вы тенденцию перехода грузов с ж/д на реку?

Река - хорошая альтернатива железнодорожному транспорту. Основная масса зерновых грузов сегодня сконцентрирована в среднем бассейне Днепра (центр и север Украины). Из года в год возникает одна и та же проблема: есть большой урожай, который сложно вывезти. Схема перевозки по Днепру существенно упрощает этот путь, позволяет избежать узких звеньев железнодорожной логистики и разгружает автомобильные дороги. Поэтому спрос на услугу речной логистики растет и этот рынок имеет большие перспективы развития. 

Какие вы видите основные проблемы в речных перевозках?

Этот рынок имеет большой потенциал роста. Но рост возможен при условии качественных изменений речной транспортной инфраструктуры (глубина русла реки Днепр, техническое состояние причалов и портов), обновлении флота, профессиональных кадров, и при понятных и соблюдаемых правила функционирования этого рынка. Пока что у рынка нет ответов на стратегически важные вопросы: где брать флот для увеличения грузопотоков (строить в Украине или покупать в других странах?), на каких условиях бизнес может инвестировать в объекты инфраструктуры, в каких обозримых временных рамках планируется углубление русла реки Днепр и ремонт объектов речной транспортной инфраструктуры. 

Пока у государства не будет системного подхода к развитию этого сектора, рынок будет развиваться по мере возможностей его участников, частного бизнеса, вкладывать свои финансовые и организационные ресурсы. 

Приоритетным направлением на ближайшие годы все-таки должно быть развитие внутренних речных перевозок в Украине. Реализация более глобальных целей вряд ли будет актуальна в обозримой перспективе.

Верите ли вы в перспективу развития пути Е-40, который лоббирует МИУ? 

На сегодняшний день по теме развития пути Е-40 больше вопросов, чем ответов. Во- первых, там нет глубин, это означает, что нужны огромные инвестиции, чтобы расчистить русло. Во-вторых, давайте подсчитаем транспортную составляющую. Захочет ли флот идти так далеко? Сколько будет стоить фрахт барж? Какие объемы груза они смогут принять на борт? Какова будет себестоимость товара на рейде Черного моря? И таких вопросов много.  

Глобальные цели должны подтверждаться соответствующим финансированием. Первоначально предполагалось, что основное финансирование проекта Е-40 должно быть обеспечено за счет фондов ЕС. Но мы видим, что финансовое участие Евросоюза завершилось на фазе разработки ТЭО. Факт, что ЕС не включил водный маршрут Е-40 в список инфраструктурных проектов масштабной Транс-европейской транспортной сети (TEN-T), также подтверждает, что у европейской стороны нет уверенности в реалистичности амбициозных целей этого проекта. Я считаю, что приоритетным направлением на ближайшие годы все-таки должно быть развитие внутренних речных перевозок в Украине. Реализация более глобальных целей вряд ли будет актуальна в обозримой перспективе.

Если в будущем планируется конкурс по концессии Бердянского морского порта - да, мы будем в нем участвовать.

Компания подавалась на конкурс по концессии в Херсонском порту. Интересна ли вам концессия других портов и будете ли вы участвовать в последующих конкурсах?

Позиция Министерства инфраструктуры относительно концессии как формата привлечения частного капитала в государственные порты и стивидорные компании - обоснована и логична. Модернизация инфраструктуры украинских портов требует серьезных капиталовложений. Бизнес готов реализовывать проекты развития украинских портов, согласно четким и прозрачным критериям. Если в будущем планируется конкурс по концессии Бердянского морского порта - да, мы будем в нем участвовать.

Читайте также 5 выводов о первых концессионных конкурсах в портах